Главная - Культура - ДАТСКАЯ МУЗЫКА



ДАТСКАЯ МУЗЫКА

О стране - Культура

датская музыка

Дат. муз. культура принадлежит к числу древнейших в Европе. Найденные на территории совр. Дании образцы лура относятся к 4 в. до н. э. Первые письм. сведения полулегендарного характера о Д. м. встречаются в историч. хронике Саксона Грамматика Gesta Danorum (ок. 1200). До 12 в. нац. музыка ограничивалась жанрами нар. творчества, гл. обр. песнями героико-эпич. характера, к-рые исполнялись скальдами, служившими при дворах феодалов; специфич. нац. разновидность песен - танцевальные (сохранились на Фарерских о-вах), исполнялись бродячими музыкантами - легерами и комедиантами - гёглерами. Мн. черты роднят дат. муз. фольклор с франц. балладой, нем. миннезангом. После проникновения в Данию христианства (ок. 960) усваивается григорианское пение. Первые образцы проф. культовой музыки относятся к 12 в., светской придворной - к 15-16 вв. Тогда же были созданы корол. капеллы - трубачей, инструментальные, вокальные; в них работали иностр. мастера, оказавшие влияние на развитие Д. м. В 16 в. началась публикация произв. Д. м., светской и духовной: важнейшие издания - Сто избранных датских песен ( Et hundrede utvalgte danske Viser , 1591) А. С. Веделя и Книга трубача ( Trompeterbuch , 1598) Г. Любека; Книга псалмов ( Salmebog , 1569) X. Томиссенса и Градуалы ( Graduale , 1573) H. Есперсена. Первые проф. дат. композиторы - М. Педерсен и X. Нильсен; их произв. носили подражат. характер (гл. обр. в традициях венецианской школы). Педерсен, Нильсен, М. Борхгревинк и М. Хак были связаны с придв. и церк. капеллами; в них в 16-17 вв. служили англ. лютнист и композитор Дж. Дауленд, немцы Г. Шюц, М. Векманн, Г. Фойгтлендер и Д. Букстехуде, внесший большой вклад в развитие нац. органной школы, виднейшими представителями к-рой были И. Борхгревинк, Л. и Д. Шредеры, Т. Огесен, Т. Шаттенберг. В 17 в. зарождается датское музыковедение ( Heptachordum Danicum , 1646, X. M. Равна).

До кон. 18 в. в Д. м. преобладали иностр. влияния: в 15-16 вв. - композиторов нидерл. школы и англ. инструменталистов; в 17-нач. 18 вв. - мастеров франц. балета и итал. оперы (в творчестве К. Фёрстера, автора итал. оперы Кадм , 1663), с сер. 18 в. - преим. нем. оперных композиторов. В 1702 открылся т-р в Бредгаде, в 1713 - в Копенгагене; позднее в Копенгагенском т-ре гастролировала Гамбургская опера во главе с Р. Кайзером (1721-23), к-рый ставил здесь свои оперы, в т.ч. написанную специально для этого т-ра оперу Улисс . В открывшемся в 1748 в Копенгагене оперном т-ре (с 1770 наз. Королевским) гастролировала гамбургская оперная труппа, затем - итал. труппа П. Минготти (до 1756), спектаклями к-рой (оперы Дж. Сарти, А. Саккини, Д. Чимарозы, Дж. Паизиелло, К. В. Глюка, Ф. А. Филидора) дирижировали Глюк (1753-57) и Сарти (1770-73). Первая дат. опера на нац. сюжет - Зло и спасение души ( Gram og Signe , 1756) Сарти и H. Бредаля.

Развитию муз. жизни Дании и её самобытного нац. муз. иск-ва способствовало Музыкальное об-во (осн. 1744). В его концертах наряду с иностр. артистами выступали со своими произв. дат. исполнители (Бредаль, Тило, Грёнланд и др.). Хотя ранние образцы дат. оперы (на антич. сюжет) относятся к кон. 17 в. (в т.ч. Объединённое сражение богов - Der vereinigte Gцtterstreit , 1689, П. Шиндлера), нац. дат. оперная труппа была создана лишь столетие спустя по инициативе И. П. А. Шульца в период его работы придв. музыкантом (1787-95). Среди произв. в нац. стиле - опера о нац. герое Хольгер Данске (1789) Ф. Кунцена, Песни в народном духе ( Lieder im Volkston , 3 тт., 1782-1790) Шульца и его зингшпили на ориг. либр. Т. Торупа - Праздник урожая ( Hшstgildet , 1790), Свадьба Петера ( Peters Bryllup , 1793) и др., сочетавшие характерные нац. черты с элементами франц. комич. оперы. Традиции франц. и дат. зингшпиля обнаруживаются в зингшпиле Э. Дюпюи Безумства молодости ( Ungdom og Galskab , 1806). На нац. сюжеты написаны и оперы И. Э. Хартмана Смерть Бальдера ( Balders Dшd , 1777), Рыбаки ( Fiskerne , 1779) и др. Связи проф. музыки с нац. муз. фольклором углубились в эпоху романтизма; они наметились и получили развитие в творчестве Ф. Кулау - автора зингшпилей, оркестровой музыки, мн. фп. сочинений, и К. Э. Ф. Вайсе; в своих зингшпилях Сонное зелье ( Sovedrikken , 1809), Приключение в Розенбергском саду ( El Eventyr i Rosenborg have , 1827), кантатах и романсах Вайсе использовал нар. строфич. песню. Романтич. характер носила музыка композитора и виолончелиста К. Шалля, автора зингшпиля Путешествие в Китай ( Die Chinafahre , 1792) и балетов Ромео и Джульетта и Макбет . С 1814 началась регулярная публикация дат. нар. мелодий с текстами (сб. составлен и издан К. Э. Ф. Вайсе, А. П. Берггреном, Т. Лаубом и др.). Европ. признание получили творчество Н. Гаде, автора многочисленных симф. и камерно-инстр. соч., и И. П. Э. Хартмана, создателя балетов Валькирии ( Valkyrien , 1861) и Народная сага ( Et Folkesang , 1853) и др. произв., имевших важное значение для развития нац. муз. театра.

Большим вкладом в дат. муз. культуру была деятельность Музыкального объединения (1836; до 1931) и консерватории (с 1867) в Копенгагене, руководимых H. Гаде с момента их основания; в 19 в. там также были организованы Студенческое певческое объединение (1839), об-во Цецилия (1851-1934), культивировавшее музыку 16-18 вв., Об-во камерной музыки (с 1868) и первый муз. журн. ( Musikalsk Tidende , с 1836); осн. Муз. объединение (с 1856) в Орхусе, Певческое объединение (1843) и оперный театр (1846) в Оденсе.

Творч. деятельность дат. композиторов 2-й пол. 19 в. развивалась в русле нац. романтизма. Таковы песни, лирич. оперы Король и маршал ( Drot og Marsk , 1878) и др. соч. П. Хейсе; балетная музыка известного театр. дирижёра X. Паулли на либр. А. Бурнонвиля, произв. в разл. жанрах В. Э. Хартмана, К. Ф. Э. Хорнемана и др. Важную роль в муз. жизни Дании конца 19-нач. 20 вв. сыграл норв. композитор и дирижёр Ю. Свенсен, один из виднейших представителей норв. нац. композиторской школы, мастер орк. письма; высокую оценку его творчеству дал П. И. Чайковский. Основоположник совр. нац. школы - К. Нильсен ( датский Сибелиус ), работавший почти во всех жанрах (оперы, симфонии, инстр. концерты, вок. и камерно-инстр. музыка и др.); он органически соединил опыт нац. романтич. школы с достижениями позднего неоромантизма (И. Брамс) и новыми технич. средствами (политональность). Влияние его творчества на последующее поколение композиторов было глубоким и продолжительным (среди прямых последователей - Т. Огор, О. Ринг, Т. Лауб). Традиции лейпцигской школы развивали П. Э. Ланге-Мюллер, автор вок. и инстр. сочинений, А. Энна (1860-1939), писавший оперы в духе веризма (его Колдунья - Heksen , 1892, шла и за рубежом).

Среди композиторов кон. 19-нач. 20 вв. - А. Хамерик, П. Кленау, Ф. Энрикес, В. Бендикс, Л. Нильсен и др., развивавшие традиции романтиков 19 в. Образцам ведущих европ. мастеров нач. 20 в. (франц. импрессионисты, И. Ф. Стравинский, Б. Барток, А. Шёнберг, П. Хиндемит) следовали К. Рисагер (опера Сусанна , 1950, балеты, симфонии), С. Э. Тарп, И. Ерсильд, В. Хольмбоэ, Н. В. Бентсон; приёмы атонализма применял Э. Хамерик, автор опер Мари Груббе ( Marie Grubbe , 1940), Попутчик ( Rejsekammeraten , 1946), симф. и вок. произв. Среди др. значит. совр. композиторов - Ф. Вейс, О. Мортенсен, С. Шульц, С. Вестергор, Л. Тюбо, Я. Маэгор, О. Шмидт, X. Д. Коппель, Б. Левкович.

С кон. 19 в. на сцене Королев. т-ра начали ставить оперы В. Моцарта, Дж. Верди, Р. Вагнера, П. И. Чайковского, Дж. Пуччини, М. Равеля, позднее - Д. Д. Шостаковича и др., а также дат. композиторов К. Нильсена, А. Энны, X. Берресена, Ф. Хёфдинга, К. Рисагера, К. Еппесена, Э. Хамерика и др. Среди дат. певцов - К. Карстен, Н. Ю. Симонсен, П. Корнелиус, В. Герольд, Э. Форкхаммер, Л. Мелькиор, Н. Хансен, Э. Шмедес, Т. Тюгесен и др., среди певиц - Э. Доне, Э. Ульрик, Й. Брун, Э. Бремс, М. Лендроп, И. Мёллер, Д. Ларсен и др. В нач. 20 в. возникли муз. коллективы, об-ва, организации: в Копенгагене - Дат. концертное объединение (осн. 1901), слившееся с осн. в 1920 Об-вом молодых музыкантов; Дат. союз музыкантов (1911), в к-рый входят оркестры и муз. организации, Дат. союз композиторов (1913), Дат. союз органистов и канторов, объединяющий музыкантов, связанных с религ. учреждениями. В 1920-30-е гг. работали Филармония, об-во (1920-34), хор Палестрина (1922-35), хор и оркестр Дат. радио (1925); при Корол. т-ре организованы оперные классы (с 1909; с 1956 - при консерватории).

Развивается музыкальная жизнь и в других городах: в Орхусе организованы Ютландская консерватория (1926), гор. оркестр (1935), Филармонич. об-во; в Оденсе - филармонический оркестр и хор. об-ва, Фюнская консерватория (1929); в Ольборге - Североютландская (1930), в Эсбьерге - Западноютландская (1945) консерватории.

Среди совр. исполнителей, выступающих за рубежом, известны пианисты В. Шёлер, О. Виллумсен, В. Варлев, О. Кристенсен, А. Адлер, Ф. Эллегор; пианисты и органисты - К. Ольсон, Б. Йонсон; пианист и композитор X. Д. Коппель; скрипачи А. Свенсен, Э. Тельманьн, В. Тофте, А. Гаде, Л. Хансен; виолончелисты Б. Бенгтсон, Э. Хёберг, Л. Енсен; органисты - Г. Фьельрад, Ф. Видерё и др.; певец Н. Мёллер, певицы Л. Коппель, Б. Сёнберг, К. Шульц. Крупнейшим исполнительским коллективом является Оркестр радио, широко пропагандирующий нац. и европ. муз. классику на т. н. Музыкальных четвергах , в Пале-концертах , осн. Копенгагенским магистратом, и др. Оркестр, выступавший под управлением гл. дирижёров Э. Холмса (1925-38) и П. Грама (1938-51) и дирижёров-гастролёров Ф. Буша и Н. Малько, успешно гастролировал за рубежом - в США, на Эдинбургском фестивале 1951 и др. В Дании работают 10 симф. оркестров, 5 консерваторий. В столичном т-ре Скала идут муз. ревю (до 1954 ставились оперетты). Развитию муз. жизни способствует наличие большого числа квалифицированных исполнит. коллективов, однако на вкусы слушателей существенное влияние оказывают муз. программы радио и телевидения, к-рые в значит. степени заполнены лёгкой музыкой невысокого качества.

В числе представителей муз. науки Дании - А. Хамерик, К. Тране, К. Еппесен, В. К. Равн, К. Хег, Н. Скьёрринг, X. Панум, С. Хаген, Э. Абрахамсен. Произв. дат. композиторов издаются об-вом Издания музыки Дании (осн. 1871). Выходят муз. журналы - Dansk Musiktidskrift (Копенгаген, с 1925), Nordisk Musikkultur (Копенгаген - Осло, с 1952). Богатым собранием муз. лит-ры располагают Корол. б-ка и Музей истории музыки (осн. 1898) в Копенгагене, в к-ром представлены также муз. инструменты.

Литература: Сталь Э., Заметки из Копенгагена, СМ , 1964,.No 5;Abrahamsen E. og Grьner-Nielsen H., Danmarks gamle Folke-viser, bd 1-11, Kbh., 1853-1935; Soubies A., Histoire de la musique: Йtats Scandinavien, P., 1901-03; Niemann W., Die Musik Skandinaviens, Lpz., 1906; Ravn V. С., Samlede afhandlinger om dansk musikhistorie, (Kbh.), 1908; Abrahamsen E., Musik in den danske kirke efter Reformation, Kbh., 1919; Laub T., Musik og Kirke, Kbh., 1920, 1937; Hammerich A., Dansk Musikshistorie indtil ca. 1700, Kbh., 1921; Krogh T., Zur Geschichte des dдnischen Singspieles im 18. Jahrhundert, Kbh., 1924; Thyregod S. T., Danmarks Sangelege, Kbh., 1931; Ba1zer J., Bibliografi over danske komponister, Kbh., 1932; Widding S., Dansk messe, tide- og psalmensang... 1528-1573, bd 1-2, Kbh., 1933; Arnholtz A., SchiшrringN. og Viderш F., Garnie danske viser, bd 1-5, Kbh., 1941-42; Jacobsen E. og Карpel V., Musikkens mestre danske komponister, bd 1-2, Kbh., 1944-47; Kappel V., Contemporary Danish composers, Cph., 1948; Lunn S., La vie musicale en Danemark, Cph., 1962.

В. В. Ошис

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ingots

Регионы и города Дании:

Регионы Дании: Северная Зеландия

News image

Этот регион известен своими многочисленными замками и густыми лесами. Не удивительно, что эти северные земли использовались датскими монархами в кач...

Города Дании в центральной Ютландии

News image

Центральная Ютландия – это часть полуострова Ютландия, административная область, расположенная в северной и центральной его части. Область включает ...

Культура и традиции Дании:

Пиво в Дании

News image

История датского пива не уступает по продолжительности голландской. В 1400 г королевский двор уже имел свою пивоварню, услаждавшую старинным ячме...

Национальная кухня Дании

News image

Датская кухня, как в сказках Г.Х. Андерсена - 500 видов вареной картошки и рыбы (fisk - единственное легкопроизносимое датское слово). Никакой экзо...

Известные датчани:

Асгер Хамерик

News image

Асгер Хамерик (дат. Asger Hamerik, первонач. – Hammerich; 8.04

Торвальд Огорд

News image

Торвальд Огорд (дат. Thorvald Agaard; 8 июня 1877 , Рольфстедгорд, Фюн – 22 марта 1937, Ринге, Фюн) – датский композитор и органист, работал учителе...

Авторизация

Login Register
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image