Главная - Известные люди - Хенрик Понтоппидан


Хенрик Понтоппидан

О стране - Известные люди

хенрик понтоппидан

Хенрик Понтоппидан (Henrik Pontoppidan, 24.VII. 1857, Фредериция - 21.VIII.1943, Копенгаген) - датский романист и новеллист. В 1917 г. получил Нобелевскую премию.


Родился в семье пастора, с раннего детства почувствовал давящее личность воздействие христианского учения, считал, что пасторство отца «надолго <...> наложило отпечаток на его сознание». Он учился в Политехнической школе, а затем, после пешеходного путешествия по Германии и Швейцарии (денег на другую форму знакомства с зарубежьем не было) и занятий естественными науками, решил, что его время требует ознакомления именно с ними. П. становится учителем в деревне. Там он особенно проникся любовью к природе, стремился узнать поближе своих соотечественников. В начале 1880-х гг. начал писать свои первые произведения, где местом действия становится провинция, а ее обитатели - героями. Уже с первых произведений П. рисует конфликтные ситуации и конфликты в душах своих героев. Новеллы «Подрезанные крылья» («Stasekkede Vinger»), «Деревенские картины» («Landsbybilleder»), «Из деревенских хижин» («Fra Hytterne») изображают тяготы крестьянского труда и быта.


Датские критики называют П. идеологом крестьянского реализма. Это верно только отчасти, ибо при том, что первое десятилетие писатель почти полностью обращается к жизни крестьян, он уже в середине 80-х гг. примыкает к либеральному движению и считает, что обновление Дании возможно только на путях социального прогресса. В его творчестве появляется тема города и горожан. В этот период критики уже причисляли П. к числу социалистов, он же утверждал, что всю свою жизнь был «простым солдатом» «вечной борьбы за освобождение человеческого духа». Самым страшным злом в Дании он считал пустое фразерство и лень. С ними он сражался на протяжении всей жизни в разных формах. Его реалистический метод отличается особым вниманием к деталям жизни, что роднит его с натурализмом, как и то, что его героями часто являются простые люди. Немалое место в романах П. занимают проблемы веры, актуальные для его страны в тот период. Роман «Обетованная земля» («Det forjsettede Land», 1891 —1895) рассказывает о судьбе пастора Ханстеда, который, отказавшись от своих аристократических связей, данных ему с рождения, женится на крестьянке, опрощается, ходит в холщовой рубахе, сам пашет землю, чтобы стать ближе к народу. Толстовские идеи явно дают себя знать в этом романе. Но П. не видит в толстовстве разрешения противоречий, тем более осложненных в этом романе религиозными спорами. Гибель героя в конце произведения еще более убеждает в ошибочности его пути и тщетности жертв. В характере Ханстеда просвечивают черты героев Ибсена (Брандт) и Бьёрнсона (пастор Санг), но их жертвенность и самоотречение предстают здесь как бесплодные и бесполезные.


Самым значительным романом П. был «Счастливчик Пер» («Lykke Per», 1898— 1904). В нем словно соединились все те проблемы, которые волновали автора на протяжении всего его творческого пути. Главный герой этого романа — Петер-Андреас Сидениус, сын пастора, род которого давал Дании служителей церкви на протяжении трехсот лет. Суровость, строгость нравственных правил и непритязательность были основами жизни этих пасторов. Отец Петера-Андреаса наводил страх на своих прихожан, никогда не стремясь скрасить их существование; крестины и свадьбы, на которых он присутствовал, не были праздником, а на похоронах он не находил других слов об усопшем, кроме того, что он лишь «горсточка праха» и «пожива для червей». И вместе с тем он не был злым человеком: своим сыновьям за общим обедом стремился рассказывать даже веселые истории из своей жизни, но всегда заканчивал их поучением. Его жена, которую мы видим уже очень больной и уставшей от жизни, в юности была веселой, смелой и жизнерадостной, но в замужестве увяла и утратила всю свою энергию, переняв от мужа религиозный аскетизм и суровость. Все его дети, кроме Петера-Андреаса, принимают бездумно нормы жизни семьи, бунтует только он. Но бунт его чисто детский: то он убежит из дома кататься на санках, с мальчишками, в то время как в доме священника это строго запрещено, то сотворит что-нибудь столь же безобидное, в чем проявляется его стремление к свободе личности. Школу он сумел окончить только потому, что учитель математики увидел у него способности к своему предмету. Петер-Андреас вопреки воле отца и семейной традиции желает стать инженером, а не священником. Жизненный путь этого непокорного пасторского сына и становится содержанием книги. «Счастливчик Пер» — таково его прозвище — оказывается в городе; это Копенгаген, вначале угнетавший провинциала своими размерами и обычаями. Здесь он отрекается от своих родных. Он и ранее порой считал себя не родным сыном, а приемышем, меняет имя — теперь он просто Пер. Ходит он в потрепанной одежде, не всегда сыт, но верит в свою звезду: он талантлив, усидчив, силен, здоров, красив и одержим идеей изменить копенгагенский фиорд, сделав его судоходным. О Боге он не думает. Он увлечен своим проектом, но юношу 23 лет никто не воспринимает всерьез. Когда же впоследствии собираются создавать акционерную компанию, то от него требуют смирения, но он не способен на унижения, — и проект его обречен. Сам Пер все более и более чувствует, что творческие силы оставляют его, место идей технических постепенно все более занимают идеи нравственные и философские. Этому способствует его невеста Якоба Саломон — дочь миллионера, девушка болезненная, некрасивая, но умная, с сильным характером. С момента появления Якобы возникает в романе противопоставление двух семей: датской пасторской со строгими правилами, постоянным самоотречением и самоограничением, где проявление веселости и искреннего чувства считается грехом, — и еврейской семьи свободомыслящих людей, где тоже много детей, но никто никого не подавляет, где все любят друг друга, где царит атмосфера радости и взаимопонимания. Культура, ум, широта интересов Якобы во многом способствуют развитию Пера, но одновременно Якоба стремится научить Пера компромиссам, которые неизбежны в деловом мире. Запутавшийся в противоречиях Пер, который вместе с тем не утратил тяготения к простой и сердечной жизни средних классов, покидает Якобу и становится землеустроителем в провинции. Кризис наступает тогда, когда он понимает, что его собственный сын, как и он сам в детстве, чуждается его: значит, он сам стал подавлять волю других. Занятия философией сменяются увлечением религиозными идеями, но и к ним охладевает «счастливчик» Пер, приходя к концу жизни к убеждению, что главная связь человека — с природой. Последние годы он проводит в одиночестве. Важное место в романе занимает Натан — гость Саломонов. В его образе воплощен характер популярнейшего датского критика и общественного деятеля второй половины XIX в. Георга Брандеса, чьи речи перед молодежью о задачах страны и о развитии современной европейской литературы вызвали сенсацию. Писатель осторожно подходит к своему герою и его популярности: П. видит, что лекции Брандеса-Натана избавляли молодежь от необходимости читать те книги, о которых он писал, его речи не были в состоянии пробудить общество к активной деятельности, ибо в высказываниях знаменитого лектора и борца чуткий писатель видит налет фразерства и позы.


Создав роман воспитания и утраченных иллюзий, П. соединил в нем все прежде волновавшие его идеи — противопоставление религии и свободомыслия, социального прогресса и патриархального уклада, творчества и следования традиции, конфликта города и провинции. Автобиографический элемент тоже вошел в роман: обучение пасторского сына в Политехнической школе, увлечение биологией, работа учителем в провинции, размышления провинциала о сложности жизни большого города и страны в целом. Однако итоговый роман П. не разрешил вопросов, волновавших писателя, именно поэтому грустно кончается роман о «счастливчике» Пере, который лишь в редкие моменты верил в свою удачу, а подлинно счастливым человеком никогда не был: прозвище в значительной степени ироническое.


Последней большой работой писателя была книга «Путь к самому себе» («Under vejs til mig selv», 1943), которую он писал десять лет. Там П., вспоминая бурные годы, когда новые книги и новые идеи могли потрясать страну, признается, что самым главным все же было для него творчество, которому следует отдаваться всей душой, иначе оно выливается в пустопорожние споры.


Соч.: Счастливчик Пер.: В 2 кн. — М., 1961; Счастливчик Пер: Роман. — М., 1995.
Лит.: Кристенсен С. М. Датская литература. 1918—1952 годов. - М., 1963; Неустроен В.П. Генрик Понтоппидан и его «Счастливчик Пер» // Понтоппидан Г. Счастливчик Пер. — М., 1961; Куприянова И. Выдающийся датский прозаик // Понтоппидан X. Счастливчик Пер. — М., 1995.


Г. Храповицкая




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ingots

Регионы и города Дании:

Столичный регион

News image

Столичная область Дании – это одна из пяти административных областей страны, занимающая северо-восточную часть острова Зеландия, остров Бронхольм и ...

Побывать в датском городе Орхусе и не посетить Ден Гамле Бю

News image

(в переводе - Старый Город) – для этого у вас должны быть очень веские причины. Потому что это одно из самых интересных и посещаемых мест в Дании.

Культура и традиции Дании:

Национальная кухня Дании

News image

Дания — самая южная скандинавская страна. Утвердившееся во всех скандинавских странах понятие «шмёребрёдседел» (шведский стол) датского происхождени...

Датская кухня

News image

В датской кухне четко прослеживаются гастрономические традиции немецкой и скандинавской кулинарии. В первую очередь, это проявляется в склонности к ...

Известные датчани:

Мартин Андерсен Нексе

News image

Мартин Андерсен Нексе (Martin Andersen Nex, 1869-1954) - датский писатель. Родился в Копенгагене в рабочей семье, работал на каменоломнях, батрачил...

Йеппе Окьер

News image

Йеппе Окьер (дат. Jeppe Aakj;r; 10 сентября 1866, Окьер, близ Скиве — 22 апреля 1930, Еуле, близ Скиве) - датский писатель, поэт. Писал стихи и рома...

Авторизация

Login Register
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image