Главная - Что нужно знать туристу - Дания в алфавите, или букварь для туриста


Дания в алфавите, или букварь для туриста

О стране - Что нужно знать туристу

дания в алфавите, или букварь для туриста

Аэропорт

Говорят, театр начинается с вешалки, а страна - с аэропорта. Действительно, в Копенгаген можно попасть не только по морю и суше, но и через «воздушные ворота». Сойдя с борта «Боинга-737» российской авиакомпании «Аэрофлот» через выдвижной терминал прямо в здание копенгагенского аэропорта, я был поражен чистотой, аккуратностью и ухоженностью, царивших здесь. Приветливые лица сотрудников так и светились, словно встречали дорогих родственников. Это разительно контрастировало с тем, что я видел в грязных «СНГовских» аэропортах, где злые и грубые работники смотрели на тебя, как на человека со статусом «нежелательного лица».

Копенгагенский аэропорт - это город в городе. Мне трудно судить, сколько сотен тысяч квадратных метров он занимает, но обилие ресторанов, кафе, магазинов - так называемых duty-free, - расположенных внутри, вызывает искреннее изумление и восхищение. О больших размерах аэропорта говорит и то, что многие сотрудники «катаются» по нему в электрокарах или на самокатах. Здесь тебе не дадут скучать. Можно посмотреть кинофильмы, пока ожидаешь свой рейс, можно зайти в книжный магазин и просмотреть всю литературу, что стоит на высоких полках, а можно поиграть и в зале электронных автоматов. Широта ассортимента магазинов внутри аэропорта - это тема отдельного разговора, поскольку чтобы все это рассказать, не хватит времени. Но для удобства пассажиров создано все, даже обычные тележки, если вы не хотите носить багаж на руках. Формальности в аэропорту сведены к минимуму. Быстро, на английском языке, заполняешь карточку (ее нельзя назвать таможенной декларацией, поскольку в ней не сообщаешь ни о каких ценностях, ввозимых в страну, а только свои ФИО, гражданство, место и год рождения, и место предполагаемого жительство в Дании). Затем пограничник бегло просматривает паспорт, ставит отметку и с пожеланиями хорошо провести время в Королевстве, пропускает в зал получения багажа. На все уходит секунд двадцать.

Единственная неприятность, которая все же меня ожидала в аэропорту, так это таможенный досмотр. Ничем не примечательная девушка, одетая не в военную форму, а обычные черные потертые брюки и старый свитер, потребовала поставить сумку на стол, где красовалась надпись «Costume». Затем бесцеремонно открыла его и стала доставать вещи, мешая все подряд. Я просто онемел от неожиданности, а затем, набравшись храбрости, по-английски поинтересовался: разве у нее нет рентгеновских аппаратов, чтобы посмотреть все это через экран. Ведь девица измяла мой костюм и рубашки, и, кроме того, мне затем пришлось минут пять наводить порядок в сумке. Сотрудница только сверкнула глазами, и что-то буркнула на непонятном мне языке. Так я впервые услышал датскую речь. Оказывается, в страну запрещено ввозить крепкие алкогольные напитки и поэтому таможенница проводила обыск на обнаружение этого «страшного оружия». Я почему-то с теплотой вспомнил узбекских таможенников, которые вполне корректно и тактично работали с иностранцами и собственными гражданами. Кстати, особый досмотр производится и тогда, когда входишь в аэропорт. Если вещи рассматривают через аппараты, то тебя самого осматривают с помощью электронного жезла. Едва прибор запищит, необходимо извлечь на свет предмет из кармана и продемонстрировать офицеру. Калькулятор, фотоаппарат «мыльница», металлическая ручка затем исследовались также через рентгеновские устройства. Впрочем, эти меры были продиктованы необходимостью пресечения контрабанды и поэтому особого протеста во мне не вызвали. Более того, едва я вышел из аэропорта, то все происшедшее на таможне мигом вылетело из головы.

Бары

Этих заведений в Копенгагене больше, чем каких-любых других заведений, например, магазинов. Нужно отметить, что это не самые лучшие помещения. Чаще всего под бары переделывают обычные подвальчики. И никого не смущают трубы, вентили, более того, это как-то вписывается в интерьер заведения. Конечно, ремонт здесь проводился, но в целом мастера стремились сохранить старинный колорит. Поэтому на стенах висели картины и бра, создающие особую атмосферу, на потолке из бревен мерцали старинные плафоны, а деревянные столы и стулья приобщали посетителей к путешествию в древность. В барах всегда предлагают пиво «Туборг» - национальную гордость датчан (правда, есть, чем гордится!), а также другие напитки, например, вино, которое также на особом счету у граждан Дании. Кстати, крепкие напитки здесь не принято употреблять. Я практически не видел в магазинах ликеров, коньяков и водки (за исключением зоны беспошлинной торговли - duty-free). Что касается блюд, то выбор довольно-таки широк. Правда, иногда заказ приходится ждать минут пятнадцать, поскольку его готовят сразу же с учетом пожеланий гостя. А за это время можно спокойно поговорить с коллегой или товарищем, с которым заглянул в бар.

Впрочем, есть и другие заведения общественного питания, которые не встроены в здания. Например, маленькие ресторанчики. Они строятся между старинными домами и представляют собой удивительно красивую конструкцию из металла, пластмассы и стекла. И уюту в них не меньше, чем в подвальных барах. Нужно заметить, что они так вписываются в общий интерьер улицы, словно уже с прошлых веков градостроители планировали их появление. Внутри таких ресторанов практически все предметы из дерева или металла, причем обработанного «под древность». Обязательный атрибут - цветы и свечи на столах. Свечи горят даже днем, и почему-то от этого становиться теплей на душе. Обязательно также «выставка» сигар и сигарет, а также бочек с пивом и вином. У входа в ресторан часто висят морские колокола - дань традиции - все-таки датчане моряки. Что касается меню в таких «точках общепита», то оно обычно включает больше блюд, чем в барах. Здесь можно заказать еду, а салат выбрать самостоятельно, подойдя к специальному столику. Честно говоря, у меня глаза полезли на лоб при виде неизвестных мне деликатесов, приготовленных из всего, что может расти, ползать, летать и плавать. Мне посоветовали начать с привычной пищи, чтобы не было случайного отравления. Но поскольку плов и манты оказались не самыми распространенными блюдами, мне пришлось «методом тыка» испробовать все, что, как казалось на внешний вид, не могло вызвать протест желудка. Набрав понемножку в специальный горшочек изделий кулинарного искусства, я вернулся к своему столу и с аппетитом умял это за обе щеки.

Велосипеды

Если Голландия - это страна ветряных мельниц, то Дания - страна велосипедов. У меня складывалось такое мнение, что основным видом транспорта здесь является «байцикл». На нем ездят и стар, и млад. И стоит отметить, что уважение к велосипедисту со стороны водителей автомобилей особенно велико: ему полагается уступать дорогу, позволять совершить маневр. В свою очередь, оседлавший двухколесное устройство ездит по автомагистрали (а не по тротуару, как принято у нас) и поэтому обязан выполнять все правила дорожного движения. Например, велосипедист заранее информирует водителей о том, что будет поворачивать или тормозить. Конечно, в отличие от автомобиля водителю «байцикла» не нужно иметь номеров или прав. Сами велосипеды на вид весьма нежные и хрупкие, словно они приспособлены только для балерин. Иногда я испытывал гордость, вспоминая многокилограммовые велосипеды, которые когда-то были у меня в детстве. Датские же «велики» - это тоненькая рама, толщиной в средний палец, а колеса - в мизинец. Для велосипедистов в Копенгагене предусмотрены специальные стоянки. Они, кстати, расположены везде - у метро, возле магазинов, на углах перекрестков. Стоянка представляет собой металлическую трубу со специальными пазами, куда вкатывают переднее колесо велосипеда и фиксируют замками. Но чаще всего замки отсутствуют, поскольку в Дании не принято угонять велосипеды. Иногда я видел сплошное «столпотворение» этих устройств, набросанных друг на друга, и как хозяева находили свою собственность, оставалось только гадать. Я заметил велосипедную стоянку и возле парламента. Как мне потом объяснили, многие депутаты предпочитают приезжать на работу на «байциклах». Да что там говорить, если сам премьер-министр Дании «катается» до Дома правительства не в бронированном лимузине, а на обычном велосипеде. Он считает, что пользоваться автомобилем без необходимости - это ненужная трата государственных средств. Машина нужна только при особых обстоятельствах. В Дании автомобиль весьма дорог и не всем по карману: его средняя цена достигает 70 тыс. долларов, плюс всякие налоги (в том числе и на нефтепродукты). Наличие авто, пускай и супермодели, это не форма престижа, как принято у нас. У датчан совсем иное мировоззрение, и отношение к машине, как брюкам: есть, вот и ходи в них. Уважение к велосипедам у датчан становится понятным, когда осознаешь, что двухколесная рама - это также здоровье. Старики предпочитают крутить педали, поскольку этим самым стремятся возвратить молодость, а молодые - потому что не спешат к старости.

Город

Копенгаген, как это не парадоксально звучит, - город древнего модернизма. То есть здания, построенные еще в 16-17 веке, в конце двадцатого были отреставрированы с использованием современной технологии, и это, нужно признать, придало им еще большую причудливость и экзотику. Старый красный кирпич и пластмассовые оконные рамы, деревянные брусья и затемненные стекла, каменный пол и электрическая подсветка - все это взаимодополняет и взаимогармонирует. Можно сказать, что датская архитектура удачно вписала в свой ансамбль прогрессивные элементы строительства. В центре города мало жилых помещений. В основном здесь расположены офисы и представительства различных компаний. Здесь же магазинчики, рестораны, аптеки, кафетерии. Я так и не увидел небоскребов или многоэтажных зданий со стеклянными стенами. Это не присуще Копенгагену. Более того, по мнению датчан, бетон, сталь, стекло - детище суперурбанизации - в большинстве своем может изуродовать красоту города. Здесь предпочитают сохранить древний стиль, пускай даже и с помощью современных методов. Что касается автотранспорта, то в городе в основном ходят автобусы и автомобили. Трамваев и троллейбусов здесь нет. Мне не приходилось пользоваться общественным транспортом типа автобуса. Но на такси поездить удалось. Такси - это в основном «Мерседесы» (что, наверное, вызвало спазмы желудка у многих ташкентских водителей, мол, на что используют дорогостоящие авто!), в которых полным полно электроники. Достаточно сказать, что пассажир расплачивается не наличными, а с помощью кредитной карточки. Вставил пластик в щель дешифратора - вжик! - и компьютер машины, связавшись с банком, снимает определенную сумму со счета клиента. Затем таксист выдает распечатку, на которой указано все: время поездки, пройденный маршрут, сумма, номер машины и многое другое. Так что грабителям уже нет смысла нападать на такси. С помощью кредитки расплачиваются и в магазинах и ресторанах. Нужно заметить, что электронный пластик - универсальная вещь и весьма удобна. Им же вы можете и уплатить купленные лекарства. Кстати, аптеки в Копенгагене отличаются от ташкентских тем, что там вам ничего не выдадут без рецепта, даже бинта. Если у вас болит голова, то сначала посетите врача, получите бланк, а только после можете заглянуть в аптеку. Аптекари - народ педантичный, они расскажут подробно, как пользоваться лекарством. И поэтому в аптеках часто бывают очереди, ведь в ином месте такая консультация может дорого стоить. В городе практически все соблюдают правила дорожного движения. Мне ни разу не приходилось видеть, чтобы пешеходы переходили улицу на красный свет или в неположенном месте, а водители игнорировали знаки. Это объясняется не только тем, что за нарушение полагается крупный штраф, но и общей культурой: датчане не любят конфликтовать с законом. Но высказать свое мнение они могут всегда. Например, я слышал, как нелестно граждане отзывались о парламенте или полицейских, но никто из них не опасался, что за это их «привлекут».

Дома

Это тема особого разговора. Дело в том, что датчане предпочитают жить не в современных многосекционных домах, а в старинных особняках, построенных как можно глубже в прошлом, чаще всего это 16-18 века. И цена соответствующая. Мне показали одноэтажный дом 17 века, наполовину состоящего из кирпича, наполовину - из деревянных брусьев, с крышей из дерна (практически живые травы) и стоимостью свыше 1 млн. долларов. Можете себе такое представить? По моим прикидкам, в Ташкенте такое сооружение вряд ли потянуло свыше 5 тыс. «зелененьких». А недалеко расположенная трехэтажная обычная вилла, как мне сказали, она обычно пустует: дело в том, что хозяевам самим не по карману жить в ней, вот поэтому они сдают ее в аренду «богатеньким», царским фамилиям или иностранцам. Кстати, в частных домах нет водяных радиаторов или газового отопления - это слишком дорого. Чаще всего жители подогревают свое жилище с помощью древнего камина или современных электропечей (впрочем, и электричество в Дании тоже дороговата).

В Дании с уважением относятся ко всем зданиям древности, не смотря на то, кем они построены - датчанами, шведами, норвежцами или англичанами. Мне как-то пришлось обедать в доме шведского образца. Не скажу, что это двухэтажный особняк, но в тоже время это и не одноэтажный дом. Дело в том, что половина здания расположена на лужайке, а вторая часть - на холме. С прихожей можно подняться с помощью винтовой лестницы и сразу попасть в маленький зал и кухню. Рядом - две комнаты: спальня и кабинет. Никаких ковров, «стенок» и другой крупногабаритной мебели (она просто не влезет в дом!) Все скромно и просто. Диван и два кресла с потертой кожей. Оказывается, чем «неряшливее» вид у мебели, тем она древнее, а значит, и дороже. Датчане просто помешаны на антиквариате. Не скажу также, что и квартиры блестят особой планировкой. В больше части им подходит название «малогабаритка». В трехкомнатной квартире, куда я был приглашен на обед, я не увидел особых удобств. Небольшая кухня, чуть больше детская комната, еще больше - спальня и зал. Лоджия не предусмотрена, хотя у некоторых могут быть не застекленные балконы. И такая «каморка папы Карло» оценивается датчанами в 350 тыс. долларов!

Еда

Мне не пришлось есть сугубо датскую пищу, видимо, мир так интернационализировался, что трудно сказать, где чья еда. Зато морепродуктов - это действительно море: раки, крабы, моллюски, рыба, кальмары, водоросли и еще чего-то, что мне, сухопутному, неизвестно. Такое же количество и мяса (не буду их перечислять), но в отличие от нас, датчане любят мясо с кровью. Не подумайте, что они вампиры, просто вкусы у них такие! Все блюда датчане едят с соусом (их тоже пруд пруди, и все разные), прикусывая булочками и запивая вином или пивом. Честно говоря, датская кулинария мне пришлась по вкусу. Кстати, не ищите в меню родную кухню, например, чебуреков. Чего-чего, а этого блюда в Дании нет! Можете попросить бифштекс, пиво, раков, моллюсков, а о чебуреках местные кулинары ничего не слышали. Так что не пытайтесь выглядеть идиотом, заказывая незнакомые для датчан блюда в ресторанах, кафе или барах.

Жители

Датчане - приветливый народ. Хотя на внешний вид они кажутся холодными и бесстрастными (мол, чувства холодное море остудило!), - на самом деле это не так. Конечно, потомки викингов не влезут в твою душу и не будут дотошно расспрашивать о тебе, твоем здоровье и твоих родственниках - это не в их манере. Зато они всегда будут улыбаться, беседуя с гостем. Более того, датчанин станет всячески помогать, даже если у него нет лишней свободной минуты и его ждут дела. Об этом он не произнесет и слова, словно располагают уймой времени. На первый взгляд, датчане не прихотливы. Они довольствуются тем, что есть и не требуют большего. Аскетизм проявляется во всем: во внешнем облике, в одежде, жилье, взглядах на жизнь, делах. Не буду говорить о мужчинах, лишь скажу коротко о прекрасной половине человечества. В Дании большинство из них тяготеют к феминизму. В их морали заложена мысль: они не обязаны делать то, что должно и может нравиться мужчинам. Поэтому датчанки и не очень-то следят за собой: обветренные красные щеки (больше похожие на ожог первой степени), толстые губы, жидкие волосы, лицо в веснушках или оспинах - таковы общие черты женщин. 90 процентов - это блондинки. Феминизм в Дании носит воинственный характер, вот почему датчанки не спешат выйти замуж. Более того, многие из них меняют каждый год по «бойфренду», как перчатки (просьба не путать с проституцией - этого явления, в отличие от Москвы, я вообще не увидел). Может поэтому неразделенная любовь вынуждает датчан искать свою половину несколько нетрадиционным способом. Я имею виду однополую любовь. В Дании никого не шокируют выставляемые напоказ бурные чувства гомосексуалистов или лесбиянок. Но меня, как узбека, это вводило в состояние остолбенения. Заметил я также и нищих. Правда, как утверждают датчане, это не местные жители, а иностранцы. Их немного, но они есть. Одни - это бродячие артисты аж с Африки или Латинской Америки, а другие - с явно европейскими чертами, которые сидят на городских площадях и упиваются до опьянения пивом. Датчане их жалеют и подкидывают монеты. Уверен, что этот «заработок» идет исключительно на алкоголь.

Забавы

Датский Леголенд - главная забава и игрушка датчан. Впрочем, посетить эту сказочную страну спешат и туристы. К сожалению, побывать в этом «царство» мне не удалось, и поэтому в этом алфавите ничего прочитать вы не сможете.

Игрушки

Датчане обожают детей, иначе не объяснишь обилие игрушек, имеющееся практически в любом магазине. В специализированных лавочках не найдешь вещь, которая сломается в руках у ребенка в одно мгновение. Предлагаются только высококачественные и безопасные товары. Кстати, я не заметил китайского ширпотреба, которым завалены узбекские или российские рынки. В Дании тщательно подходят к импорту иностранных игрушек, ведь пострадать в случае чего может именно датское дите. Автомобили, куклы, электронные машинки, лего, кубики, одежда, мячи, детское оружие (пистолеты, мечи, лук и стрелы и какие-то штуки, стреляющие шариками для пинг-понга или водой) - все это в невообразимых количествах и ассортименте. Магазины по праву можно назвать царством сказки.

Корабли

Мечта любого датчанина - это владеть собственным «корытом». Данное желание распространяется от простых лодок и рыбацких деревянных траулеров до великолепных шхун и быстроходных катеров. Но, как мне объяснили, это весьма дорогостоящая мечта. Стоимость самого простого судна - от 30 тысяч долларов и выше. Некоторые используют «доски» (как называют корабли датчане) только 20-30 дней в году и остальное время они стоят на приколе в реке в черте города или на пристани. И каждый турист может спрыгнуть на борт (получив предварительно, естественно, согласие хозяев) и пройтись по палубе, ненадолго почувствовав себя оряком. Другие - всю жизнь проводят на корабле. Сухопутной крысе, каким являлся и я, трудно привыкнуть к качке и морской жизни. Между тем, многие датчане предпочитают жить на суднах - это и дешевле и удобнее, и романтичнее. Более того, на собственном доме можно путешествовать. Такой «дом на колесах» особенно интересен для любителей приключений, а датчане, нужно признать, обожают посещать чужие страны. Один раз я был приглашен на ужин, на борт двухпалубной яхты. Трудно описать чувства, которые меня охватили, едва я вступил на «корабль». И дело, конечно, не в качке или морской болезни (ничего серьезного тогда мне не удалось испытать), а в том, что мне, жителю равнин и пустынь впервые пришлось посетить морское судно, которые я видел только в кино. Моторизированная «доска» имела все удобства: туалет, ванную, электричество, тепло, телевизор, компьютер. Здесь были и спальная, детская, зал приемов, прогулочные палубы, столовая. Обычно пища готовилась в микроволновке, но ради гостя хозяева использовали очаг для жарки «шашлыка». Естественно, приходилось все время следить за огнем, ведь малейшая искра - корабль вспыхнет как факел.

Лавочки

В Дании есть и супермаркеты, и небольшие магазины. Люди посещают как те, так и эти торговые заведения. Но маленькие заведения обычно специализированные. Например, в них продаются или только игрушки (кстати, цены в них ниже, чем в супермаркетах), или только одежду, или сыр, колбасу и вина. Я, например, заглянул в один из таких гастрономических и увидел сотни видов и сортов вин. Расположенные в ряд на полках бутылки разных калибров напоминали мне снаряженную пулеметную ленту. Продавец пояснил, что вино здесь есть и свежее, и прошлого года, и с начала века. Правда, цены на них отобьют охоту дегустации даже у заядлого гурмана. Кстати, крепких алкогольных напитков я не увидел. Обилию на полках нас уже не удивишь, что-что, а это и к нам уже пришло. Но качество и ассортимент - тема отдельного разговора. Здесь любому вошедшему в лавочку покажут и расскажут, а если ты не знаешь своего размера, скажем, одежды (ведь в Дании несколько иные стандарты), то разрешат примерить даже нижнее белье. В отличие от Востока, здесь не принято торговаться, цены фиксированные, хотя и бывают дни дешевой распродажи. В супермаркетах есть практически все, что желает и хочет иметь душа. Может быть, только не продается оружие и боеприпасы - отношение к данному специфическому товару здесь особое, и его можно получить только в специальных магазинах при наличии соответствующего разрешения от полиции (которое, кстати, не так легко получить). У меня глаза разбежались, когда я вошел в торговое заведение, величиной с Ташкентский ГУМ. Одна только косметика занимала площадь чуть ли не в 2000 кв. метров. Это был «Остров сокровищ» для любой женщины. Но, к своему изумлению, я не заметил, чтобы датчанки злоупотребляли парфюмерией. Более того, меня поражало практически отсутствие какой-либо «штукатурки» на лицах женщин. Приводило в замешательство и нечесаные и засаленные волосы, словно в Дании не знали о шампунях. В других секциях можно было увидеть товары, заставляющие трепетать женские сердца: чулки и колготки в тысячу ассортиментов, нижнее белье, платья и обувь, причем разнообразных расцветок, размеров, вышивок и вкусов. При таком изобилии казалось странным, что в Королевстве население предпочитает ходить в одежде, неказистой на вид, хотя и более практичной. Джинсы, куртки, грубые туфли и ботинки, серые свитера - все это больше походило для «походы» узбекских студентов на хлопковую страду, чем для повседневного городского ношения в развитой стране Европы. Я еще раз убедился, как опрятно и красиво одеваются люди в Узбекистане. Видимо, менталитет, выработанный в нашем обществе, более эстетичен к одежде. С другой стороны, как мне потом пояснили, датчане - народ прагматичный. Человек носит то, что ему удобно в повседневной работе, а не то, что должно нравится окружающим. Поэтому мне не пришлось увидеть шикарно разодетых жителей Копенгагена. Впрочем, в текущей жизни балы не так часты и поэтому, если платья и есть, то они, чаще всего, висят на вешалках. Полезно то, что практично! - таков лозунг современного датчанина.

Мост

Еще с борта «Боинга» я заметил многокилометровый мост, который пересекал море. Вначале он мне показался разрушенным, но, оказывается, его еще просто не достроили. Этот проект века, длиной свыше 25 километров и призванного соединить Данию со Швецией, строители намерены закончить к лету 2000 года. Честно говоря, мне показалось страшным ездить по мосту, особенно зимой, когда со всех сторон тебя обступает вода. Впрочем, этот мост может стать таким же символом для Дании и Швеции, как Эйфелева башня для Парижа, Эмпайр Стейт Билдинг для Нью-Йорка, Пизанская башня для Венеции.

Наркотики

Наркомания среди молодежи - одна из социально значимых проблем современного датского общества. Очень много молодых людей хоть раз, но пробовали наркотик, а некоторые не видят в этом ничего страшного. Дания является страной-потребителем этой «гадости». И поэтому для решения этой задачи правительством брошены большие силы и средства. Однако, на мой взгляд, к проблеме лечения наркомании в Дании подходят не в рамках общепринятых норм. Например, чтобы молодежь не стремилась получить «тяжелые» наркотики, в официальных заведениях наркоманам бесплатно выдают «легкую» наркоту, этим самым «поддерживая» их жизнь. И поэтому все наркоманы стремятся официально зарегистрироваться, чтобы иметь доступ к «кайфу». Я видел (но не читал, так как не знал датского языка) статьи, посвященные проблеме наркомании, и удивился, когда узнал, что их писал журналист, который сам когда-то «сидел на игле». Наверное, лучше бывшего наркомана никто не смог бы описать ужасы жизни «под травкой».

Отели

Отель, в котором я остановился, носил название «Copenhagen Mercur hotel. Plaza hotel group». Это шестиэтажное здание, вплотную стоящее с другими старинными постройками, часть из которых магазины, офисы, представительства, кафе и т.д. Номер, который мне был заказан, оказался небольшим, но уютным. Телевизор на специальной подставке, подключенный к кабельной сети и предоставляющий любые каналы, в том числе и платные (по которому крутят эротику и боевики). Четыре «ночника» - изящные лампы. Зеркало, письменный стол, журнальный столик, два крутящихся кожаных кресла, телефон, картины на стенах и две кровати - вот и все имущество номера. Трудно себе представить, как все это уместилось в небольшой комнате. Пластмассовая ванная и керамический санузел. Что вызвало интерес, так это система подачи воды. Сначала необходимо задать температурный режим специальным вентилем, а затем напор воды и после этого можете воспользоваться душем или краном. Точно также регулируется отопление в номере (постоялец может превратить номер даже в сауну). Но в ванной меня смутили две ракушки на стенах. Я почему-то вспомнил фильм «Разрушитель» с участием Сильвестра Сталлоне. Там герой, попав в недалекое будущее, не мог понять назначение трех ракушек в туалете. Мне же пришлось использовать практичный «метод тыка», прежде чем уяснил, что это обычные диспенсеры жидкого мыла и шампуня. Стоит нажать на боковую крышку ракушки и на ладонь польется густая белая жидкость. Все оказывается просто! В гостинце имелся бар, правда, не ночной - он предназначался для завтрака. А завтрак здесь продолжается с 7 до 10 утра. И хотя в баре самообслуживание, однако, это нисколько не затруднительно, притом, что выбор блюд многообразен. Предлагают все: начиная от рыбы и паштета, кончая ананасами и дынями. Что касается напитков, то в меню входили кофе (можно со сливками, горячим шоколадом), чай, апельсиновый, яблочный и томатный соки и обычная минеральная вода. Никто не ограничивает в количестве блюд, ведь стоимость завтрака входит в стоимость номера (мой номер обходился в 120 долларов в сутки). Не скажу, что я видел богатых постояльцев. Наоборот, в гостинице жила молодежь и туристы. Кстати, в отличие от «СНГовских» отелей здесь никто не звонил и не досаждал сомнительными предложениями «повеселиться с девочками».

Хочу также рассказать о лифтах. Они малогабаритны (на 2-3 человека) и чем-то напоминают батискаф или газовую камеру. В первый раз я с опаской вошел в кабину, опасаясь, что сейчас отправлюсь в подводное плавание. Но все обошлось. Закрыв внешнюю дверь и нажав на кнопку нужного этажа, этим самым я запустил автоматику, которая закрыла внутреннюю дверь и привела в движение мотор. Через секунду я был уже на четвертом этаже. Как я заметил, практически все лифты в деловой части города одинаковы. Видимо, это объясняется скученностью построек, а с другой - напоминанием того, что это город моряков и рыбаков.

Памятники

К объектам монументального искусства в Дании особое отношение. Здесь почитают всех деятелей, которые жили и творили во все времена. Более того, у датчан нет привычки убирать или разрушать памятники, когда свергают лиц, запечатленных скульпторами в камне, бронзе или железе. Каким бы не был человек, но он оставил свой след в истории: если хороший - то будет положительно поминаться жителями страны, а если плохой - то назидание потомкам, чего нужно опасаться. Правда, мне показалось почему-то, что памятники зеленого цвета с черными пятнами. Оказалось, что памятники, наоборот, черного цвета, а «зелень» - это специальный состав, который предотвращает коррозию металла. В такой «одежде» объект культурного наследия должен простоять некоторое время и лишь затем его перекрасят. И поэтому мне пришлось сфотографироваться перед зелеными как трава монархами, викингами, троллями, лошадьми. Но особая гордость Дании - это, конечно, Русалочка - героиня сказки великого писателя Ганса Христиана Андерсена. Она так, видимо, вошла в сердца датчан, что они воплотили ее в камне. Русалочка сидит на камне возле берега и, прижав руку к сердцу, смотрит на море. Ее глаза печальны: любовь к принцу тянет на землю, а любовь к родным и прежней жизни - к морю. История уже знает два факта вандализма, когда у Русалочки отрезали голову. Тогда общими усилиями датчане возвращали «жизнь» своей любимице. Ведь покушение на национальную гордость многие восприняли как на собственную честь.

Рисунки

«Наскальная» живопись присуща не только нам. Этим искусством балуются и в Дании. Мне не раз приходилось видеть стены домов, корпуса электричек или своды тоннелей, исписанные и изрисованные краской. Хотя изображения были в стиле абстракционизма и постмодернизма, однако, смысл нижеприведенных слов я не понял. Мне потом пояснили, что в «коллекции» настенных надписей присутствует все: и стихи о любви, и имена любимых, и название рок-групп, а также нелексическая терминология. По мнению датчан, молодежь этим занимается, чтобы выразить свой социальный протест обществу. «Лучше так протестовать, чем ночью стоять в подворотне и охотиться за людьми!» - таково было мнение рядового гражданина, у которого я спросил смысл настенного букваря. С этим мнением трудно было не согласиться. Кстати, ничего фривольного датская молодежь не рисует на стенах. Ведь порнография свободно продается в любом магазине рядом с другими изданиями, и особого ажиотажа рядом с эротическими журналами я не увидел. Видимо, все это обрыдело. А с другой стороны, «наскальная» живопись - это тоже своего рода искусство, которое, кстати, поддерживается в США. Там даже проводятся конкурсы, кто лучше разрисует колоны мостов или стены тоннелей.

Спорт

Я заметил, что к спорту здесь особое отношение. По утрам, даже в холод датчане бегают по аллеям. Кажется, что бег - это национальный вид спорта Дании, потому что бегают массами, не смотря на возраст и половые различия. Другим видом спорта можно назвать велосипед, ведь на нем жители ездят круглосуточно, даже в гости или на работу.

Особая популярность - это парусный спорт. Многие датчане выходят в море или океан на шхунах, лодках или катерах. Мне не пришлось ходить под парусом, но с борта самолета я видел целые скопления «досок» на воде. Казалось, что полстраны сейчас в водной стихии. Не меньшим спросом пользуется рыбная ловля или охота. Правда охотиться в лесах практически не на кого (за исключением, может быть, лис), но что касается рыбалки --то тут простор для удочки. В специализированных магазинах вам предложат такие «инструменты» рыбной охоты, что кажется странным невозможность поймать акулу или кита.

Телевидение

В Копенгагене можно принимать телепрограммы станций различных частей света. Я видел немецкие, французские, английские передачи. Здесь также были телеканалы Турции, арабского мира и Африки. Что касается датского, то он мало чем отличается от западного: есть политические передачи, есть информационные, развлекательные. И фильмы и мультики демонстрируют те же, что я видел в Ташкенте. Кстати, в Копенгагене есть и платное телевидение, где крутят «клубничку», но его я увидел лишь в гостинице.

Улицы

Копенгаген не такой уж большой город, можно сказать, поменьше Ташкента. Однако он обладает своей, специфической красотой. Особенность столицы Дании - в его улочках и улицах. Они небольшие и практически не асфальтированы. Мостовые уложены камнями и булыжниками (как и сотни лет назад), а также бетонными плитами (это уже продукция нашего времени). По ним с трудом могут разминуться большие машины. Я сам видел, как стояли друг за другом автомобили в терпеливом ожидании того, как виновник «пробки» - мусороуборочный грузовик закончит свое дело и поедет дальше. Улицы в Копенгагене чистые, хотя все-таки заметить обрывки бумаг и фекалии собак можно, видимо, не все здесь живут чистюли или борцы за «экологию». Не знаю, когда и кто за этим следит и убирает, но в центре города такого безобразия не увидишь.

Финтифлюшки

Молодые люди в Дании увлекаются всякими побрякушками. Не знаю, какая это философия, но как у девушек, так и у парней я не раз замечал навешанные на нос, уши, шею, а также проткнутые через ноздрю, губу, язык золотые колечки. По местному телевидению демонстрировали это странное увлечение, причем финтифлюшки были даже на интимных местах. Более того, не меньшим интересом у молодежи пользуются всякие там амулеты, ошейники, какие-то железяки. Так что здесь подрастающее поколение также «сходит с ума».

Хиппи

Вообще, это обобщенное понятие. Дело в том, что хиппи в Дании канули в вечность. Но вместо них на улицы выползли люди, которых трудно отличить от протестовавшей молодежи 60-х годов. Это разодетые в рваные костюмы (которые от этого более дорогие) и не менее ужасные ботинки, навешанные финтифлюшками (см. выше) молодые люди, которые иногда шатались по улицам. Только нужно сказать, что они не проявляли никакой агрессивности в отношении других граждан и не хулиганили. По-моему, это была просто дань моде. Зато мне пришлось увидеть бомжей, которые, одетые довольно-таки в неплохие костюмы, сидели на тротуаре и просили милостыню. Судя по их лицам и алкогольному запаху, они были пьяны. Подтверждение своим выводам я нашел в банках пива, которые они держали в руках. Я знал, что крепкие спиртные напитки ввозить в Данию запрещено, но местные алкаши вполне упивались пивом.

На улицах Копенгагена я встретил и бродячих музыкантов, только они были не из Бремена, а, скорее всего, из Чили - это я догадался по характерной для этой страны музыке. Они исполняли свои национальные мелодии и многие датчане «оплачивали» их труд мелкой монеткой. Решил в это дело внести вклад и я, бросив банкноту в 10 сумов. Пускай порадуются неизвестной им валюте, подумал я.

Цены

В понимании ташкентца то, что написано на ярлыке любого товара - это чистое сумасшествие. Особенно, когда смотришь на то, что тебе нужно купить. Приведем в пример только одежду. В копенгагенских магазинах костюмы, которые выставляются на витринах, похожи на те, что в советское время шили самые бракопроизводительные фабрики, а затем годами висели в магазинах. Но эта «продукция», оказывается, в Копенгагене в «шике» и по ценам достигает фантастических значений. Я видел ничем не примечательный женский костюм, какие носят сотни тысяч женщин в Узбекистане, но его цена в 600-650 долларов могла сразить любого человека с моей родины. Что говорить, если обычные платья достигали отметки в тысячу американских президентов (очень похожих, типа, на наши «баксы»). А что говорить о свадебных платьях? Мне на память пришел наряд, какой был у моей супруги в день нашего бракосочетания, но то, что мои глаза узрели на витрине специализированного магазина, было больше похоже на школьную форму. Я не заметил ни золотых ниток, ни серебряных крючков, ни алмазных подвесок или жемчужных запонок, но ярлык с цифрой, равной при пересчете в 5000 долларов, вызвал непроизвольные судороги в желудке. «О боже! Лучше не жениться»! - к такому выводу пришел я. Впрочем, так, наверное, думают и многие датчане. Здесь принято жить вместе в так называемом гражданском браке (то есть не расписываясь). Но все равно, как меня информировали совершенно неблагонадежные по три раза разведенные датчанки, в Дании высок процент разводов, практически распадается каждый третий брак. Что касается магазинов duty-free, о которых столь много говорят в Европе (мол, их должны закрыть к 1 июня 1999 года), то цены в них далеко неумеренные, хотя это зона беспошлинной торговли. Мне пришлось убедиться, что в городе значительно дешевле покупать товары, чем в этих самых пресловутых duty-free. Поэтому вызывало недоумение высказывание некоторых экспертов, что закрытие этих магазинов ударит по интересам туристов. Меня, например, это нисколько не задело.

Кстати, при покупке в одном городском магазине товаров на сумму свыше 250 датских крон, в аэропорту Копенгагена при предъявлении чеков вам возвращают сумму в размере 12% от стоимости покупки. Некоторые на этом делают «бизнес». Особо хочется сказать о ценах на автомобили. В Дании они порой достигают фантастических размеров. И дело не в том, что здесь ездят исключительно на «Роллс-Ройсах» ручной сборки. Проблема в том, что в этой стране не производят «авто». Машины приходится импортировать из других стран, в частности, Германии, Франции, Швеции, Италии. А это далеко не дешево поместным законам. Например, вы купили «Фольксваген» за 20 тыс. долларов. Вам придется заплатить еще 180% налога, плюс 25% - за пользование автодорогами, нефтепродуктами и пр. В итоге машина обойдется не менее чем в 50 тыс. долл. Поэтому по престижности «четырехколесный друг» стоит на третьем месте после собственного дома и яхты. И еще, информация для сведения. Средняя зарплата в Дании - около 3-4 тыс.долл., но в то же время здесь один из самых высоких уровней налогообложения в Европе - более 52%. С другой стороны, в Дании отмечен один из самых высоких показателей безработицы в ЕС - 9-12% от числа занятых.

Частотники

Под этим обычно понимают аппараты, работающие на высоких частотах, например, микроволновые печи или сотовые телефоны. Того и другого в Дании полно. Более того, считается неприличным не иметь эти бытовые устройства дома. Подсчитано, что датчане - самые телефонизированные люди в Европе, здесь на каждого взрослого + подростка приходится по одному телефону. А после того, как цены на связь упали, то многие родители стали покупать своим чадо по «мобильнику», чтобы в любое время суток «звякнуть» и узнать, где дите находится и чем балуется. Очень практично и удобно!

Шлем викинга

У датчан принято давать в подарок шлем викинга - как символ мужества и бесстрашия. Но, на мой взгляд, этот головной убор вызвал бы у моих соотечественников чувство растерянности или недоумения. А иной реакции трудно ожидать. Представьте сами, как бы вытянулось лицо у ташкентца, когда ему натянули на голову каску с двумя рогами. Хотя «рогоносец» - французо-итальянское понятие, однако оно стало интернациональным и в странах СНГ. И поэтому я, естественно, сразу отказался от такого подарка, заявив, что в Узбекистане такие шлемы жарко носить и коровы, мол, ко мне станут неравнодушными. Чего мне только недоставало, так это насмешек от мужчин-коллег и ехидство на лицах женщин: мол, так тебе, рогатому растяпе, и надо!

Электрички

Датчане часто ездят на работу, или на отдых на электричках. Это удобные и красивые поезда с мягким ходом. Оплачивать проезд нужно на станции, хотя за этим никто не следит. Наш современник постарался бы проехать «зайцем». Но это не рекомендуется, так как контроллеры, которые иногда шастают по вагонам, могут оштрафовать на большую сумму (мало не покажется!).

Юбка

В Дании женщины редко носят юбки. Наверное, в них холодно, а может феминистки считают, что, мол, нечего мужикам демонстрировать свои ноги. Зато я видел шотландские юбки, в которые были одеты туристы-японцы (?!), искажу честно, мне не очень это понравилось.

Язык

Вы можете не знать датского, норвежского, немецкого или французского языков, в Дании вы все равно не потеряетесь. Вас прекрасно поймут на английском. Поэтому, отправляясь в Королевство, выучите хотя бы несколько десятков предложений, которые, как вам кажутся, могут пригодиться.

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ingots

Регионы и города Дании:

Регионы Дании: Остров Фюн

News image

Остров Фюн известен красотой природы, цветистыми садами, замками и поместьями. Чтобы ощутить колорит Дании времен Андерсена и прелести деревенской ж...

Северная Ютландия

News image

Северная Ютландия – это административная область Дании, которая находится в северной части полуострова Ютландия, разделяющего Балтийское и Северное ...

Культура и традиции Дании:

Религия в древней Скандинавии

News image

В древней Скандинавии вся частная жизнь была проникнута религией; все находилось под покровительством богов. Их изображения нередко вырезались на ст...

Русская водка постепенно вытесняет иные крепкие напитки в Дании

News image

Русская водка и шотландский виски постепенно вытесняют с прилавков магазинов Копенгагена традиционные датские крепкие напитки - популярные здесь в п...

Известные датчани:

Саксон Грамматик

News image

Саксон Грамматик (Saxo Grammaticus, ок. 1140 - после 1216 гг.) - датский историк, священник, получивший широкую известность благодаря хронике «Деяни...

Георг Брандес

News image

Георг Моррис Кохен Брандес (дат. Georg Morris Cohen Brandes; 4 февраля 1842, Копенгаген — 19 февраля 1927) — датский литературовед, публицист, теоре...

Авторизация

Login Register
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image