Главная - Общие сведения - ЭКОНОМИКА Дании


ЭКОНОМИКА Дании

О стране - Общие сведения

экономика дании

Дания – высокоразвитая промышленная страна, уровень жизни ее населения один из самых высоких в мире. В экономике преобладает частный сектор, но государство оказывает значительное влияние посредством денежно-кредитной, финансовой и налоговой политики, предоставления субсидий сельскому хозяйству. Государство владеет многими коммунальными предприятиями и большой частью средств воздушного и железнодорожного транспорта. Промышленность Дании носит многопрофильный характер. Особо выделяются производство электронного оборудования, пищевая промышленность, судостроение, строительство мостов и производство мебели, хотя бóльшую часть сырья приходится импортировать. Занимая сильные позиции в рыболовстве и сельском хозяйстве, Дания смогла восстановить свою экономику после Второй мировой войны быстрее, чем соседние страны, но с тех пор доля сельского хозяйства в национальном доходе сократилась с 20% в 1953 до примерно 3,9% в 1995. Наряду с уменьшением значения сельского хозяйства в экономике Дании приобрела значительную роль сфера обслуживания, концентрирующая почти 74,7% занятых. Важное место отводится и внешней торговле, на долю которой приходится 54,9% валового внутреннего продукта. В 1991–1997 уровень безработицы в среднем составлял 10,3%, а инфляция в 1990–1995 – 2,5%, а в 2003 –6,1%.

Валовой внутренний продукт (ВВП) Дании в 2002 составлял 155,3 млрд. долл., или 28 900 долл. в расчете на душу населения, уступая только Швейцарии и Японии. Однако из-за высокой стоимости жизни Дания занимала лишь 12-е место в мире по покупательной способности населения. Расходы государства в 1996 составляли 46% ВВП, причем примерно половина приходилась на пенсии и пособия. В 1996 государственное потребление (как доля ВВП) достигало 25%, частное потребление – 57%, инвестиции – 17%, а сумма экспорта и импорта – 54,9%. Средний годовой рост экономики сократился с 4,5% в 1960 – начале 1970-х годов до 1,7% в 1986–1995.

Сельское хозяйство. В сельском хозяйстве в 1995 использовалось 55% площади Дании. С конца 19 в. сельское хозяйство Дании специализировалось на животноводстве, преимущественно разводились крупный рогатый скот (что обеспечивало крупные поставки молочной продукции на экспорт) и свиньи (что обеспечивало большой экспорт бекона и свинины). Значительная часть продукции растениеводства используется на корм животным. В целом роль сельского хозяйства в Дании уменьшается. Кризисы текущих задолженностей и политика делиберализации обусловили сокращение числа ферм более чем наполовину по сравнению с 1975, проявилась тенденция к уменьшению размеров земельных наделов (на практике это фермы с неполной занятостью) и укрупнению ферм. Аграрная политика входит в компетенцию ЕЭС, который стремится сократить субсидии и перепроизводство продукции.

Зерновые культуры и корнеплоды. В 1995 посевы зерновых составляли 58% всей площади обрабатываемых земель, а таких корнеплодов, как кормовая и сахарная свекла, турнепс, кольраби и картофель, 6,5%. Около 25% сельскохозяйственных земель приходилось на долю кормовых трав, которые либо высевались в порядке севооборота, либо использовались на постоянных пастбищах.

В 1990-е годы произошел значительный сдвиг в производстве зерновых: ячмень, ранее ведущая культура в Дании, уступил место пшенице. В 1996 в стране было произведено ок. 4 млн. т ячменя – на 30% меньше, чем в начале 1980-х годов, когда на его долю приходились 80% годовой продукции зерновых. Ячмень в основном используется для откорма свиней, но некоторое его количество закупается для пивоварения и значительная часть идет на экспорт. Производство пшеницы продолжает резко расти и в 1995 достигло 4,2 млн. т. Средние показатели производства других культур следующие: рожь 429 тыс. т, овес 169 тыс. т, картофель 1,6 млн. т и сахарная свекла 3,5 млн. т. Пшеницу выращивают преимущественно в районах распространения карбонатных почв на моренах Восточной Ютландии, западной Зеландии и Фюна. Рожь хорошо растет на кислых песчаных почвах. Ее посевы сосредоточены в основном в Центральной и Западной Ютландии, где с 1860-х годов осваивались обширные вересковые пустоши. Овес так же, как рожь, – нетребовательная культура, приспособившаяся к почвам легкого механического состава и прохладным влажным условиям летнего сезона. Овес выращивают главным образом в Северной и Западной Ютландии.

В Дании посевы корнеплодов и фуражных зерновых размещают в зависимости от региональных особенностей климата и почв. Кормовая и сахарная свекла выращивается на островах Датского архипелага. С другой стороны, кольраби хорошо растет на кислых песчаных почвах, преобладающих в Ютландии. Картофель тоже широко распространен в Ютландии. Он используется для откорма свиней, производства муки и промышленного спирта. Сравнительно недавно стали выращивать кукурузу, которая целиком идет на корм скоту.

Овощеводство и садоводство. С 1970-х годов товарное производство плодово-ягодных и овощных культур в Дании сокращается. Площадь под этими культурами уменьшилась при укрупнении ферм, но эффективность производства выросла. В 1980-х годах произошел сдвиг от производства плодово-ягодных культур (яблоки, клубника) к производству овощей (кабачки, горох, морковь, лук репчатый и лук-порей). Сбор овощей возрос примерно на 1/3 по сравнению с 1978 и в конце 1980-х годов составлял 305 тыс. т; одновременно сбор плодово-ягодных культур (60% его приходится на долю яблок) уменьшился наполовину – до 75 тыс. т. Примерно 25% всей площади под плодово-ягодными и овощными культурами сосредоточены в Ютландии, остальное – на островах. Наиболее интенсивно овощеводство и садоводство развиваются в юго-восточной Зеландии. Их продукция перерабатывается на близлежащих консервных заводах Копенгагена и Слагельсе. Другой важный район овощеводства и садоводства – о.Фюн с консервными заводами в Оденсе и Свеннборге. В 1995 было собрано 40 тыс. т яблок на продажу, что составляет ок. 40% внутреннего потребления. В 1995 стоимость импорта продуктов питания в Данию составила 5,1 млрд. долл., а экспорта –11,6 млрд. долл.

Животноводство. С конца 19 в. в экономике Дании преобладало животноводство. Около 90% сбора зерновых и корнеплодов идет на корм крупного рогатого скота, свиней и домашней птицы. С 1960-х годов в этой сфере произошли резкие изменения. В 1967 примерно 92% ферм Дании выращивали свиней или крупный рогатый скот, а в 1994 этот показатель сократился до 65%.

В Дании молочное направление животноводства резко преобладает над мясным. В 1983 производство молока достигло рекордного показателя – 5,4 млн. т, к 1995 оно уменьшилось до 4,6 млн. т (ниже уровня 1978). Соответственно численность поголовья сократилась с 3 млн. голов до 0,8 млн. Бóльшая часть молока используется для производства масла и сыра, которые в основном экспортируются. Только от экспорта сыра в 1996 был получен почти 1 млрд. долл. 30% производства говядины и телятины тоже экспортируются – ок. 50 тыс. т в 1996. Основу поголовья скота составляют две породы – черно-белая датская и красная датская, причем на долю последних приходится 90% молочных коров. Основной животноводческий район – п-ов Ютландия. Здесь сосредоточено 75% всего поголовья крупного рогатого скота. На Датских о-вах животноводство играет меньшую роль по сравнению с растениеводством.

Долгое время крупный рогатый скот преобладал на фермах Дании, но с начала 1970-х годов почти такое же значение приобрели свиньи. Их откармливают снятым молоком и сывороткой (побочными продуктами молочной промышленности), а также ячменем, картофелем, семенами рапса, сахарной свеклой и рыбной мукой. С 1950 по 1993 поголовье свиней почти утроилось и составило 11, 6 млн. голов. Годовое производство свинины, бекона и других видов мясной продукции (включая домашнюю птицу) выросло за тот же период с 300 тыс. т до 1,7 млн. т, причем доходы от их экспорта в 1996 составили 3,4 млрд. долл. Почти 3/4 мясной продукции идет на экспорт, который все чаще направляется в развивающиеся страны.

Занятость и механизация в сельском хозяйстве. После 1945 проявилась важная тенденция к постепенному сокращению занятости в сельском хозяйстве. Если в 1930-х годах в этой отрасли хозяйства были заняты 0,5 млн. человек, то в 1993 численность лиц, полностью занятых в сельском и лесном хозяйстве, а также рыболовстве, не превышала 50 тыс. Рост механизации способствовал сокращению ручного труда на фермах при одновременном увеличении выпуска продукции. На смену лошадям появились тракторы и комбайны; к 1965 электрические доильные аппараты заменили ручную дойку.

Рыболовство. В 1978–1987 рыболовный флот Дании поставлял в среднем 1,83 млн. т продукции в год, в 1995 – 1,53 млн. т. Экспорт рыбы принес стране доход в 2,1 млрд. долл. в 1993, что было одним из мировых рекордов, но в 1995 он сократился до 520 млн. долл. Улов состоял в основном из северной песчанки, которая используется в качестве удобрения и на корм скоту. Гораздо бóльшую ценность имела треска, которая по стоимости составляла более 1/3 общей стоимости улова. Среди других морепродуктов выделяются камбала, креветки и сельдь. Лишь 1/3 улова имеет пищевую ценность. Основные районы рыболовства – банки Северного моря и Скагеррака, а главные порты находятся на западном побережье Ютландии. Базой для многих судов, промышляющих в Северном море, служит Эсбьерг, тогда как расположенный на севере Ютландии Фредериксхавн обслуживает прочие рыболовные суда. Рыболовный флот Дании модернизирован и эффективен, там в 1993 насчитывалось 8 тыс. полностью или частично занятых. Экспорту рыбы благоприятствует наличие прямого железнодорожного и автомобильного сообщения с Германией. С начала 1980-х годов из-за чрезмерной эксплуатации ресурсов и загрязнения Северного моря уловы рыбы датскими судами сократились.

Промышленность. Подобно соседним скандинавским странам, Дания полностью ощутила влияние промышленной революции только в конце 19 в., главным образом из-за отсутствия угольных месторождений. Возможности для развития промышленности в Дании были гораздо более ограничены, чем в любой другой стране Северной Европы. В отличие от Швеции и Норвегии, в Дании нет крупных рек и значительных запасов гидроэнергии. Запасов нефти и газа в датском секторе Северного моря меньше, чем в норвежском и британском. Леса занимают менее 10% площади страны.

Структура промышленности Дании базируется на ее сельскохозяйственной продукции, на ресурсах известняков и глин и на широком спектре импортного сырья. Важным фактором является наличие квалифицированной рабочей силы.

В 1990-е годы Дания располагала разнообразной промышленностью, причем ни одна из отраслей не занимала господствующего положения в экономике. В 1996 численность занятых в промышленности составляла 485 тыс. человек и фактически мало изменилась с 1985. Примерно четверть занятых сконцентрированы в металлургии и машиностроении. Тем не менее в 1996 промышленные предприятия производили примерно 27% ВВП Дании и поставляли ок. 75% экспорта. В стране действуют как крупные заводы по производству чугуна и стали (крупнейший из них – сталелитейный комбинат в Фредериксверке), так и многочисленные мелкие предприятия по производству доильных аппаратов и электронного оборудования. Промышленные предприятия размещены во многих районах страны и обеспечивают рабочие места почти в каждом городе. Однако крупнейшие и самые известные промышленные центры – Копенгаген, Орхус и Оденсе. Судостроение было важнейшей отраслью промышленности Дании, но из-за иностранной конкуренции была свернута или полностью прекратилась деятельность многих крупных судоверфей в Копенгагене, Хельсингёре и Ольборге. Однако функционируют судоверфи в Оденсе и Фредериксхавне. В 1912 на судоверфях в Копенгагене было впервые спущено на воду большое двухпалубное дизельное судно «Зеландия». Датские судоверфи специализируются также на выпуске судов-рефрижераторов, железнодорожных и автомобильных паромов.

Два других важных сектора промышленности Дании – это сельскохозяйственное машиностроение (свеклоуборочные комбайны, доильные агрегаты и др.) и производство электротехнических товаров (от кабелей до телевизоров и холодильников). Дания внедрилась на международный рынок, специализируясь по некоторым видам товаров. Здесь выделяется цементная промышленность, возникшая на базе залежей известняка в районе Ольборга. Производство цемента расширялось с 1945 до 1970-х годов, но затем сократилось в связи с уменьшением масштабов строительства в самой Дании. Развитие этой отрасли стимулировало производство соответствующих машин, и Дания экспортировала готовые цементные заводы более, чем в 70 стран. Еще один вид полезных ископаемых Дании – глина – используется как сырье для производства кирпича и черепицы. Основной район этого производства – северо-восточная Зеландия, расположенная поблизости от развитого производства строительных материалов в Большом Копенгагене.

Некоторые отрасли датской промышленности работают на местном сельскохозяйственном сырье. Сахарные заводы сконцентрированы на островах, в основном на Лолланне и Фальстере, где выращивают сахарную свеклу. Отходы этого производства – важный источник кормов для скота; налажено производство промышленного спирта, алкогольных напитков и дрожжей из картофеля, патоки (побочный продукт сахарного производства), зерновых и сахарной свеклы. Бóльшая часть этих предприятий находится в Копенгагене, Ольборге и Раннерсе, некоторые – в Хобро и Слагельсе. Пивоваренные заводы используют часть сбора ячменя. Около 90% датского пива вырабатывается в Копенгагене; крупные пивоваренные заводы находятся также в Оденсе, Орхусе и Раннерсе.

Легкая промышленность. В Дании развита разнообразная легкая промышленность. Имеется небольшое текстильное производство, размеры которого определяются ограниченным внутренним рынком и доступностью относительно дешевых импортных изделий. Город Вайле в восточной Ютландии – главный центр хлопкопрядильного производства. Ткацкие фабрики находятся в Копенгагене и Хельсингёре, на о.Зеландия, в Грено, Ольборге, Фредерисии и Хернинге в Ютландии. Половина трикотажных изделий вырабатывается в Хернинге. В отличие от медленного и ограниченного развития текстильной промышленности, в Дании происходил значительный рост химической промышленности, и в 20 в. крупные предприятия этой отрасли возникли в морских портах. Семена масличных культур, импортируемых из тропических стран, перерабатываются на фабриках в Орхусе и Копенгагене. Масло используется для изготовления маргарина, мыла и красок. Кёге, Хельсингёр и Копенгаген – центры производства резиновых изделий. Развита также фармацевтическая промышленность.

Промышленные центры. Копенгаген – крупнейший промышленный центр Дании с самой разнообразной специализацией предприятий. В этом городе представлены такие ведущие отрасли страны, как электромашиностроение, текстильная и пивоваренная промышленность. Развита полиграфическая и мебельная промышленность, производство высокохудожественных фарфоровых изделий. Прочие важные промышленные центры – Ольборг, Орхус, Эсбьерг, Оденсе и Раннерс.

Энергетика. Располагая ограниченными запасами гидроэнергии и бурого угля, Дания до 1980 была вынуждена импортировать почти все энергоносители. В 1966 в датском секторе Северного моря были обнаружены запасы нефти и природного газа. Эксплуатация началась в 1972, а в 1993 Дания произвела ок. 8,3 млн. т нефти и 4 млрд. куб. м газа.

Дания все еще импортирует значительное количество угля для производства электроэнергии, но благодаря росту экспорта нефти и газа, производству альтернативных видов энергии и политике энергосбережения страна почти полностью обеспечивает себя электроэнергией. Запасы нефти и газа в датском секторе Северного моря по мировым масштабам очень скромные, и их вряд ли хватит более чем на 60 лет. Нефтеперерабатывающая промышленность представлена в Эсбьерге на западном побережье Ютландии.

Общее энергопотребление в 1994 составляло в пересчете на нефть 20,2 млн. т. На долю нефти приходилось 44% энергобаланса страны, на долю угля – 38% и газа – 12%. Импорт электроэнергии (из Швеции и Норвегии) составлял 0,5%. Почти 6% поступало от нетрадиционных источников энергии (ветровая и солнечная энергия, биоэнергия). В Дании действуют почти 3 тыс. ветряных мельниц, рассредоточенных по всей территории страны. Более того, разветвленная сеть комбинированных электростанций предопределяет высокую эффективность использования энергии.

Сфера обслуживания. Как в большинстве стран Запада, сфера услуг, опирающаяся на разумную систему образования, завоевала господствующие позиции в экономике Дании. В 1994 эта сфера предоставляла 71% всех рабочих мест и производила 72% ВВП (49% в частном секторе и 23% в общественном). В дополнение к органам управления и обслуживания (особенно образования и здравоохранения) основные частные услуги распространялись на банковское дело, страхование и финансы, туризм, транспорт и торговлю. Бóльшая часть из них обслуживала внутренних потребителей, но некоторые, как, например, транспорт и туризм, ориентировались в основном на внешних клиентов. Датчане получают значительные доходы от международного инженерного консалтинга, а также от осуществления проектов строительства. В 1994 иностранные туристы оставили в Дании свыше 3,8 млрд. долл.

Транспорт. Поскольку основная территория Дании занимает полуостровное положение, а почти треть ее расположена на островах, в том числе и очень удаленных, судоходство имеет жизненно важное значение для пассажирского и грузового сообщения в самой стране и за ее пределами. Ежедневно поддерживается связь по морю между Копенгагеном и крупными островами и большими портами восточной Ютландии. Самый оживленный из датских паромов курсирует по проливу Большой Бельт между островами Фюн и Зеландия. Ежедневно в Данию прибывает много покупателей из Швеции и Норвегии. Учитывая раздробленность территории, хорошо налаженную систему общественного транспорта и высокие налоги на машины и бензин, число частных автомобилей в Дании гораздо меньше, чем в других странах Северной Европы, – примерно 1 на каждых 2,7 человек (соответствующий показатель в Швеции – 1:2,2, в Германии – 1:2,1). Междугородные автобусы совершают регулярные рейсы по разветвленной системе автомобильных дорог. За последние десятилетия многие железнодорожные пути были разобраны, и общая протяженность железнодорожной сети уменьшилась. Несмотря на это, пассажироперевозки остались на прежнем уровне, а грузовые перевозки даже возросли. Качество обслуживания пассажиров улучшилось благодаря электрификации железных дорог и появлению комфортабельных поездов, движущихся со скоростью 200 км/ч. В 1997 открылось движение на железнодорожной линии протяженностью 18 км через пролив Большой Бельт, соединяющей острова Зеландию и Фюн. Здесь же строится автострада. После длительных дискуссий началось строительство моста и туннеля между Копенгагеном и шведским городом Мальмё через пролив Эресунн шириной 16 км. Международный аэропорт Копенгагена Каструп расширяется и является узловым для компании «Скандинавиан Эрлайнз Систем» (САС).

Внешняя торговля. В 1995 на долю внешней торговли приходились 54% ВВП (в Швеции – 63,5%, в США – 18%). До 1945 в экспорте Дании преобладала продукция сельского хозяйства – масло, бекон, мясо, сыр и яйца. После 1945 состав датского экспорта стал более сбалансированным, и в 1990-е годы такие промышленные товары, как суда, машины, пищевые и химические продукты, составляли почти половину стоимости экспорта. Импорт состоял преимущественно из сырья для обрабатывающей промышленности: топлива и смазочных материалов, продовольствия и живого скота, химических продуктов, тканей, автомобилей, чугуна и стали. Импорт нефти, угля и кокса имел жизненно важное значение для промышленности Дании. С 1960-х годов по 1986 импорт Дании по стоимости превышал экспорт. Затем с 1987 на протяжении десятилетия отмечалась противоположная тенденция, и в 1996 положительное сальдо внешнеторгового баланса составило ок. 7,6 млрд. долл. Такие изменения произошли благодаря тому, что Дании приходилось импортировать меньше энергоносителей, а мировые цены на нефть упали. В 1980-е годы Дания ежегодно имела небольшой дефицит по таким услугам, как страхование, судоходство и туризм, что не оказывало существенного влияния на общую сумму долга.

Ведущими внешнеторговыми партнерами Дании в 1995 были Германия, Швеция, Великобритания, Нидерланды и Норвегия. На долю стран, входящих в ЕЭС приходилось 68,8% внешнеторгового оборота, а на долю США – ок. 4%. Хотя в 1960–1972 Дания выиграла от участия в Европейской ассоциации свободной торговли, вступление Великобритании в ЕЭС в 1973 послужило примером и для Дании. Были предприняты усилия для создания сферы скандинавской торговли на базе европейских и мировых торговых соглашений.

Денежное обращение и банки. Денежная единица в Дании – крона (в 2002 будет заменена на евро). Она выпускается Датским национальным банком, принадлежащим государству. Совет директоров этого банка утверждается министром торговли и Фолькетингом. Национальный банк оказывает большое влияние на денежно-кредитную и финансовую политику страны путем предоставления займов, выдачи ссуд коммерческим банкам под векселя (при условии выплаты процентов вперед) и выпуска облигаций и денег. Он выполняет также функцию клиринговой (расчетной) палаты для коммерческих банков, производя операции с чеками. В 1994 в Дании было 112 коммерческих и сберегательных банков, хотя 5 крупнейших из них владели более чем половиной всех активов. Банковские объединения сильно сократили свою деятельность после 1980. Процентные ставки устанавливаются по соглашению между сберегательными и коммерческими банками. Дания сняла многие ограничения в финансовом секторе с середины 1970-х годов, и в настоящее время разрешены сделки с международными ценными бумагами. Расчеты в розничной торговле в значительной степени автоматизированы благодаря широкому применению банковских карточек и электронных систем платежей.

Государственный бюджет. В 1996 доходы государства составляли 61,3 млрд. долл., расходы – 65,6 млрд., дефицит был равен 2,5% ВВП. 46% государственных расходов идет на социальные и страховые выплаты, 13% – на образование и научные исследования, 10% – на стимулирование предпринимательской деятельности, 10% – на здравоохранение, 3% – на оборону, 3% – на культуру и церковь, 2% – на жилищные субсидии и 2% – на содержание органов правосудия и полиции. Амты и муниципалитеты имеют налоговые инспекции, подчиняющиеся непосредственно центральному правительству. Они следят за тем, чтобы налоговые поступления направлялись на поддержку более бедных общин. Подоходные налоги составляют ок. 61% государственных доходов, налоги на товары и услуги (включая 25%-й налог на добавленную стоимость) дают еще 31%. Акцизные налоги на табачные изделия, спиртные напитки и бензин очень высокие, как и налоги на автомашины. Налоги на использование энергоносителей, введенные в 1990-е годы, компенсируют льготное налогообложение малоимущих слоев населения. Чистый финансовый долг Дании в 1994 составлял 38 млрд. долл. (ок. 26,2% ВВП).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ingots

Регионы и города Дании:

Оденсе

News image

Оденсе – один из древнейших городов Скандинавии, главный центр судостроения Дании, столица острова Фюн и третий, по величине, город в стране. Количе...

История Оденсе

News image

Название «Оденсе» впервые упоминается в документе, который датируется 988 годом, по этой причине в 1988 году город отпраздновал свое 1000-летие, хот...

Культура и традиции Дании:

Свадебные традиции Дании

News image

Датчане считают, что если пожениться в День святого Валентина, который во всем западном мире отмечается как День всех влюбленных, то муж и жена буду...

Национальная кухня Дании

News image

Дания - самая южная скандинавская страна. Утвердившееся во всех скандинавских странах понятие шмёребрёдседел (шведский стол) датского происхождени...

Известные датчани:

Карл Андреас Кофод

News image

Андрей Андреевич Кофод (Карл Андреас Кофод, дат. Carl Andreas Koefoed) (16 октября 1855, Сканнерборг — 7 февраля 1948) — русский государственный дея...

Royal hunt

News image

Последний альбом Royal Hunt “The Mission” вышел в 2001 году, а в 2002-м увидел свет очередной сольник Андрея Андерсена Black On Black. Группа успешн...

Авторизация

Login Register
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image