Главная - Общие сведения - ЭКОНОМИКА Дании


ЭКОНОМИКА Дании

О стране - Общие сведения

экономика дании

Дания – высокоразвитая промышленная страна, уровень жизни ее населения один из самых высоких в мире. В экономике преобладает частный сектор, но государство оказывает значительное влияние посредством денежно-кредитной, финансовой и налоговой политики, предоставления субсидий сельскому хозяйству. Государство владеет многими коммунальными предприятиями и большой частью средств воздушного и железнодорожного транспорта. Промышленность Дании носит многопрофильный характер. Особо выделяются производство электронного оборудования, пищевая промышленность, судостроение, строительство мостов и производство мебели, хотя бóльшую часть сырья приходится импортировать. Занимая сильные позиции в рыболовстве и сельском хозяйстве, Дания смогла восстановить свою экономику после Второй мировой войны быстрее, чем соседние страны, но с тех пор доля сельского хозяйства в национальном доходе сократилась с 20% в 1953 до примерно 3,9% в 1995. Наряду с уменьшением значения сельского хозяйства в экономике Дании приобрела значительную роль сфера обслуживания, концентрирующая почти 74,7% занятых. Важное место отводится и внешней торговле, на долю которой приходится 54,9% валового внутреннего продукта. В 1991–1997 уровень безработицы в среднем составлял 10,3%, а инфляция в 1990–1995 – 2,5%, а в 2003 –6,1%.

Валовой внутренний продукт (ВВП) Дании в 2002 составлял 155,3 млрд. долл., или 28 900 долл. в расчете на душу населения, уступая только Швейцарии и Японии. Однако из-за высокой стоимости жизни Дания занимала лишь 12-е место в мире по покупательной способности населения. Расходы государства в 1996 составляли 46% ВВП, причем примерно половина приходилась на пенсии и пособия. В 1996 государственное потребление (как доля ВВП) достигало 25%, частное потребление – 57%, инвестиции – 17%, а сумма экспорта и импорта – 54,9%. Средний годовой рост экономики сократился с 4,5% в 1960 – начале 1970-х годов до 1,7% в 1986–1995.

Сельское хозяйство. В сельском хозяйстве в 1995 использовалось 55% площади Дании. С конца 19 в. сельское хозяйство Дании специализировалось на животноводстве, преимущественно разводились крупный рогатый скот (что обеспечивало крупные поставки молочной продукции на экспорт) и свиньи (что обеспечивало большой экспорт бекона и свинины). Значительная часть продукции растениеводства используется на корм животным. В целом роль сельского хозяйства в Дании уменьшается. Кризисы текущих задолженностей и политика делиберализации обусловили сокращение числа ферм более чем наполовину по сравнению с 1975, проявилась тенденция к уменьшению размеров земельных наделов (на практике это фермы с неполной занятостью) и укрупнению ферм. Аграрная политика входит в компетенцию ЕЭС, который стремится сократить субсидии и перепроизводство продукции.

Зерновые культуры и корнеплоды. В 1995 посевы зерновых составляли 58% всей площади обрабатываемых земель, а таких корнеплодов, как кормовая и сахарная свекла, турнепс, кольраби и картофель, 6,5%. Около 25% сельскохозяйственных земель приходилось на долю кормовых трав, которые либо высевались в порядке севооборота, либо использовались на постоянных пастбищах.

В 1990-е годы произошел значительный сдвиг в производстве зерновых: ячмень, ранее ведущая культура в Дании, уступил место пшенице. В 1996 в стране было произведено ок. 4 млн. т ячменя – на 30% меньше, чем в начале 1980-х годов, когда на его долю приходились 80% годовой продукции зерновых. Ячмень в основном используется для откорма свиней, но некоторое его количество закупается для пивоварения и значительная часть идет на экспорт. Производство пшеницы продолжает резко расти и в 1995 достигло 4,2 млн. т. Средние показатели производства других культур следующие: рожь 429 тыс. т, овес 169 тыс. т, картофель 1,6 млн. т и сахарная свекла 3,5 млн. т. Пшеницу выращивают преимущественно в районах распространения карбонатных почв на моренах Восточной Ютландии, западной Зеландии и Фюна. Рожь хорошо растет на кислых песчаных почвах. Ее посевы сосредоточены в основном в Центральной и Западной Ютландии, где с 1860-х годов осваивались обширные вересковые пустоши. Овес так же, как рожь, – нетребовательная культура, приспособившаяся к почвам легкого механического состава и прохладным влажным условиям летнего сезона. Овес выращивают главным образом в Северной и Западной Ютландии.

В Дании посевы корнеплодов и фуражных зерновых размещают в зависимости от региональных особенностей климата и почв. Кормовая и сахарная свекла выращивается на островах Датского архипелага. С другой стороны, кольраби хорошо растет на кислых песчаных почвах, преобладающих в Ютландии. Картофель тоже широко распространен в Ютландии. Он используется для откорма свиней, производства муки и промышленного спирта. Сравнительно недавно стали выращивать кукурузу, которая целиком идет на корм скоту.

Овощеводство и садоводство. С 1970-х годов товарное производство плодово-ягодных и овощных культур в Дании сокращается. Площадь под этими культурами уменьшилась при укрупнении ферм, но эффективность производства выросла. В 1980-х годах произошел сдвиг от производства плодово-ягодных культур (яблоки, клубника) к производству овощей (кабачки, горох, морковь, лук репчатый и лук-порей). Сбор овощей возрос примерно на 1/3 по сравнению с 1978 и в конце 1980-х годов составлял 305 тыс. т; одновременно сбор плодово-ягодных культур (60% его приходится на долю яблок) уменьшился наполовину – до 75 тыс. т. Примерно 25% всей площади под плодово-ягодными и овощными культурами сосредоточены в Ютландии, остальное – на островах. Наиболее интенсивно овощеводство и садоводство развиваются в юго-восточной Зеландии. Их продукция перерабатывается на близлежащих консервных заводах Копенгагена и Слагельсе. Другой важный район овощеводства и садоводства – о.Фюн с консервными заводами в Оденсе и Свеннборге. В 1995 было собрано 40 тыс. т яблок на продажу, что составляет ок. 40% внутреннего потребления. В 1995 стоимость импорта продуктов питания в Данию составила 5,1 млрд. долл., а экспорта –11,6 млрд. долл.

Животноводство. С конца 19 в. в экономике Дании преобладало животноводство. Около 90% сбора зерновых и корнеплодов идет на корм крупного рогатого скота, свиней и домашней птицы. С 1960-х годов в этой сфере произошли резкие изменения. В 1967 примерно 92% ферм Дании выращивали свиней или крупный рогатый скот, а в 1994 этот показатель сократился до 65%.

В Дании молочное направление животноводства резко преобладает над мясным. В 1983 производство молока достигло рекордного показателя – 5,4 млн. т, к 1995 оно уменьшилось до 4,6 млн. т (ниже уровня 1978). Соответственно численность поголовья сократилась с 3 млн. голов до 0,8 млн. Бóльшая часть молока используется для производства масла и сыра, которые в основном экспортируются. Только от экспорта сыра в 1996 был получен почти 1 млрд. долл. 30% производства говядины и телятины тоже экспортируются – ок. 50 тыс. т в 1996. Основу поголовья скота составляют две породы – черно-белая датская и красная датская, причем на долю последних приходится 90% молочных коров. Основной животноводческий район – п-ов Ютландия. Здесь сосредоточено 75% всего поголовья крупного рогатого скота. На Датских о-вах животноводство играет меньшую роль по сравнению с растениеводством.

Долгое время крупный рогатый скот преобладал на фермах Дании, но с начала 1970-х годов почти такое же значение приобрели свиньи. Их откармливают снятым молоком и сывороткой (побочными продуктами молочной промышленности), а также ячменем, картофелем, семенами рапса, сахарной свеклой и рыбной мукой. С 1950 по 1993 поголовье свиней почти утроилось и составило 11, 6 млн. голов. Годовое производство свинины, бекона и других видов мясной продукции (включая домашнюю птицу) выросло за тот же период с 300 тыс. т до 1,7 млн. т, причем доходы от их экспорта в 1996 составили 3,4 млрд. долл. Почти 3/4 мясной продукции идет на экспорт, который все чаще направляется в развивающиеся страны.

Занятость и механизация в сельском хозяйстве. После 1945 проявилась важная тенденция к постепенному сокращению занятости в сельском хозяйстве. Если в 1930-х годах в этой отрасли хозяйства были заняты 0,5 млн. человек, то в 1993 численность лиц, полностью занятых в сельском и лесном хозяйстве, а также рыболовстве, не превышала 50 тыс. Рост механизации способствовал сокращению ручного труда на фермах при одновременном увеличении выпуска продукции. На смену лошадям появились тракторы и комбайны; к 1965 электрические доильные аппараты заменили ручную дойку.

Рыболовство. В 1978–1987 рыболовный флот Дании поставлял в среднем 1,83 млн. т продукции в год, в 1995 – 1,53 млн. т. Экспорт рыбы принес стране доход в 2,1 млрд. долл. в 1993, что было одним из мировых рекордов, но в 1995 он сократился до 520 млн. долл. Улов состоял в основном из северной песчанки, которая используется в качестве удобрения и на корм скоту. Гораздо бóльшую ценность имела треска, которая по стоимости составляла более 1/3 общей стоимости улова. Среди других морепродуктов выделяются камбала, креветки и сельдь. Лишь 1/3 улова имеет пищевую ценность. Основные районы рыболовства – банки Северного моря и Скагеррака, а главные порты находятся на западном побережье Ютландии. Базой для многих судов, промышляющих в Северном море, служит Эсбьерг, тогда как расположенный на севере Ютландии Фредериксхавн обслуживает прочие рыболовные суда. Рыболовный флот Дании модернизирован и эффективен, там в 1993 насчитывалось 8 тыс. полностью или частично занятых. Экспорту рыбы благоприятствует наличие прямого железнодорожного и автомобильного сообщения с Германией. С начала 1980-х годов из-за чрезмерной эксплуатации ресурсов и загрязнения Северного моря уловы рыбы датскими судами сократились.

Промышленность. Подобно соседним скандинавским странам, Дания полностью ощутила влияние промышленной революции только в конце 19 в., главным образом из-за отсутствия угольных месторождений. Возможности для развития промышленности в Дании были гораздо более ограничены, чем в любой другой стране Северной Европы. В отличие от Швеции и Норвегии, в Дании нет крупных рек и значительных запасов гидроэнергии. Запасов нефти и газа в датском секторе Северного моря меньше, чем в норвежском и британском. Леса занимают менее 10% площади страны.

Структура промышленности Дании базируется на ее сельскохозяйственной продукции, на ресурсах известняков и глин и на широком спектре импортного сырья. Важным фактором является наличие квалифицированной рабочей силы.

В 1990-е годы Дания располагала разнообразной промышленностью, причем ни одна из отраслей не занимала господствующего положения в экономике. В 1996 численность занятых в промышленности составляла 485 тыс. человек и фактически мало изменилась с 1985. Примерно четверть занятых сконцентрированы в металлургии и машиностроении. Тем не менее в 1996 промышленные предприятия производили примерно 27% ВВП Дании и поставляли ок. 75% экспорта. В стране действуют как крупные заводы по производству чугуна и стали (крупнейший из них – сталелитейный комбинат в Фредериксверке), так и многочисленные мелкие предприятия по производству доильных аппаратов и электронного оборудования. Промышленные предприятия размещены во многих районах страны и обеспечивают рабочие места почти в каждом городе. Однако крупнейшие и самые известные промышленные центры – Копенгаген, Орхус и Оденсе. Судостроение было важнейшей отраслью промышленности Дании, но из-за иностранной конкуренции была свернута или полностью прекратилась деятельность многих крупных судоверфей в Копенгагене, Хельсингёре и Ольборге. Однако функционируют судоверфи в Оденсе и Фредериксхавне. В 1912 на судоверфях в Копенгагене было впервые спущено на воду большое двухпалубное дизельное судно «Зеландия». Датские судоверфи специализируются также на выпуске судов-рефрижераторов, железнодорожных и автомобильных паромов.

Два других важных сектора промышленности Дании – это сельскохозяйственное машиностроение (свеклоуборочные комбайны, доильные агрегаты и др.) и производство электротехнических товаров (от кабелей до телевизоров и холодильников). Дания внедрилась на международный рынок, специализируясь по некоторым видам товаров. Здесь выделяется цементная промышленность, возникшая на базе залежей известняка в районе Ольборга. Производство цемента расширялось с 1945 до 1970-х годов, но затем сократилось в связи с уменьшением масштабов строительства в самой Дании. Развитие этой отрасли стимулировало производство соответствующих машин, и Дания экспортировала готовые цементные заводы более, чем в 70 стран. Еще один вид полезных ископаемых Дании – глина – используется как сырье для производства кирпича и черепицы. Основной район этого производства – северо-восточная Зеландия, расположенная поблизости от развитого производства строительных материалов в Большом Копенгагене.

Некоторые отрасли датской промышленности работают на местном сельскохозяйственном сырье. Сахарные заводы сконцентрированы на островах, в основном на Лолланне и Фальстере, где выращивают сахарную свеклу. Отходы этого производства – важный источник кормов для скота; налажено производство промышленного спирта, алкогольных напитков и дрожжей из картофеля, патоки (побочный продукт сахарного производства), зерновых и сахарной свеклы. Бóльшая часть этих предприятий находится в Копенгагене, Ольборге и Раннерсе, некоторые – в Хобро и Слагельсе. Пивоваренные заводы используют часть сбора ячменя. Около 90% датского пива вырабатывается в Копенгагене; крупные пивоваренные заводы находятся также в Оденсе, Орхусе и Раннерсе.

Легкая промышленность. В Дании развита разнообразная легкая промышленность. Имеется небольшое текстильное производство, размеры которого определяются ограниченным внутренним рынком и доступностью относительно дешевых импортных изделий. Город Вайле в восточной Ютландии – главный центр хлопкопрядильного производства. Ткацкие фабрики находятся в Копенгагене и Хельсингёре, на о.Зеландия, в Грено, Ольборге, Фредерисии и Хернинге в Ютландии. Половина трикотажных изделий вырабатывается в Хернинге. В отличие от медленного и ограниченного развития текстильной промышленности, в Дании происходил значительный рост химической промышленности, и в 20 в. крупные предприятия этой отрасли возникли в морских портах. Семена масличных культур, импортируемых из тропических стран, перерабатываются на фабриках в Орхусе и Копенгагене. Масло используется для изготовления маргарина, мыла и красок. Кёге, Хельсингёр и Копенгаген – центры производства резиновых изделий. Развита также фармацевтическая промышленность.

Промышленные центры. Копенгаген – крупнейший промышленный центр Дании с самой разнообразной специализацией предприятий. В этом городе представлены такие ведущие отрасли страны, как электромашиностроение, текстильная и пивоваренная промышленность. Развита полиграфическая и мебельная промышленность, производство высокохудожественных фарфоровых изделий. Прочие важные промышленные центры – Ольборг, Орхус, Эсбьерг, Оденсе и Раннерс.

Энергетика. Располагая ограниченными запасами гидроэнергии и бурого угля, Дания до 1980 была вынуждена импортировать почти все энергоносители. В 1966 в датском секторе Северного моря были обнаружены запасы нефти и природного газа. Эксплуатация началась в 1972, а в 1993 Дания произвела ок. 8,3 млн. т нефти и 4 млрд. куб. м газа.

Дания все еще импортирует значительное количество угля для производства электроэнергии, но благодаря росту экспорта нефти и газа, производству альтернативных видов энергии и политике энергосбережения страна почти полностью обеспечивает себя электроэнергией. Запасы нефти и газа в датском секторе Северного моря по мировым масштабам очень скромные, и их вряд ли хватит более чем на 60 лет. Нефтеперерабатывающая промышленность представлена в Эсбьерге на западном побережье Ютландии.

Общее энергопотребление в 1994 составляло в пересчете на нефть 20,2 млн. т. На долю нефти приходилось 44% энергобаланса страны, на долю угля – 38% и газа – 12%. Импорт электроэнергии (из Швеции и Норвегии) составлял 0,5%. Почти 6% поступало от нетрадиционных источников энергии (ветровая и солнечная энергия, биоэнергия). В Дании действуют почти 3 тыс. ветряных мельниц, рассредоточенных по всей территории страны. Более того, разветвленная сеть комбинированных электростанций предопределяет высокую эффективность использования энергии.

Сфера обслуживания. Как в большинстве стран Запада, сфера услуг, опирающаяся на разумную систему образования, завоевала господствующие позиции в экономике Дании. В 1994 эта сфера предоставляла 71% всех рабочих мест и производила 72% ВВП (49% в частном секторе и 23% в общественном). В дополнение к органам управления и обслуживания (особенно образования и здравоохранения) основные частные услуги распространялись на банковское дело, страхование и финансы, туризм, транспорт и торговлю. Бóльшая часть из них обслуживала внутренних потребителей, но некоторые, как, например, транспорт и туризм, ориентировались в основном на внешних клиентов. Датчане получают значительные доходы от международного инженерного консалтинга, а также от осуществления проектов строительства. В 1994 иностранные туристы оставили в Дании свыше 3,8 млрд. долл.

Транспорт. Поскольку основная территория Дании занимает полуостровное положение, а почти треть ее расположена на островах, в том числе и очень удаленных, судоходство имеет жизненно важное значение для пассажирского и грузового сообщения в самой стране и за ее пределами. Ежедневно поддерживается связь по морю между Копенгагеном и крупными островами и большими портами восточной Ютландии. Самый оживленный из датских паромов курсирует по проливу Большой Бельт между островами Фюн и Зеландия. Ежедневно в Данию прибывает много покупателей из Швеции и Норвегии. Учитывая раздробленность территории, хорошо налаженную систему общественного транспорта и высокие налоги на машины и бензин, число частных автомобилей в Дании гораздо меньше, чем в других странах Северной Европы, – примерно 1 на каждых 2,7 человек (соответствующий показатель в Швеции – 1:2,2, в Германии – 1:2,1). Междугородные автобусы совершают регулярные рейсы по разветвленной системе автомобильных дорог. За последние десятилетия многие железнодорожные пути были разобраны, и общая протяженность железнодорожной сети уменьшилась. Несмотря на это, пассажироперевозки остались на прежнем уровне, а грузовые перевозки даже возросли. Качество обслуживания пассажиров улучшилось благодаря электрификации железных дорог и появлению комфортабельных поездов, движущихся со скоростью 200 км/ч. В 1997 открылось движение на железнодорожной линии протяженностью 18 км через пролив Большой Бельт, соединяющей острова Зеландию и Фюн. Здесь же строится автострада. После длительных дискуссий началось строительство моста и туннеля между Копенгагеном и шведским городом Мальмё через пролив Эресунн шириной 16 км. Международный аэропорт Копенгагена Каструп расширяется и является узловым для компании «Скандинавиан Эрлайнз Систем» (САС).

Внешняя торговля. В 1995 на долю внешней торговли приходились 54% ВВП (в Швеции – 63,5%, в США – 18%). До 1945 в экспорте Дании преобладала продукция сельского хозяйства – масло, бекон, мясо, сыр и яйца. После 1945 состав датского экспорта стал более сбалансированным, и в 1990-е годы такие промышленные товары, как суда, машины, пищевые и химические продукты, составляли почти половину стоимости экспорта. Импорт состоял преимущественно из сырья для обрабатывающей промышленности: топлива и смазочных материалов, продовольствия и живого скота, химических продуктов, тканей, автомобилей, чугуна и стали. Импорт нефти, угля и кокса имел жизненно важное значение для промышленности Дании. С 1960-х годов по 1986 импорт Дании по стоимости превышал экспорт. Затем с 1987 на протяжении десятилетия отмечалась противоположная тенденция, и в 1996 положительное сальдо внешнеторгового баланса составило ок. 7,6 млрд. долл. Такие изменения произошли благодаря тому, что Дании приходилось импортировать меньше энергоносителей, а мировые цены на нефть упали. В 1980-е годы Дания ежегодно имела небольшой дефицит по таким услугам, как страхование, судоходство и туризм, что не оказывало существенного влияния на общую сумму долга.

Ведущими внешнеторговыми партнерами Дании в 1995 были Германия, Швеция, Великобритания, Нидерланды и Норвегия. На долю стран, входящих в ЕЭС приходилось 68,8% внешнеторгового оборота, а на долю США – ок. 4%. Хотя в 1960–1972 Дания выиграла от участия в Европейской ассоциации свободной торговли, вступление Великобритании в ЕЭС в 1973 послужило примером и для Дании. Были предприняты усилия для создания сферы скандинавской торговли на базе европейских и мировых торговых соглашений.

Денежное обращение и банки. Денежная единица в Дании – крона (в 2002 будет заменена на евро). Она выпускается Датским национальным банком, принадлежащим государству. Совет директоров этого банка утверждается министром торговли и Фолькетингом. Национальный банк оказывает большое влияние на денежно-кредитную и финансовую политику страны путем предоставления займов, выдачи ссуд коммерческим банкам под векселя (при условии выплаты процентов вперед) и выпуска облигаций и денег. Он выполняет также функцию клиринговой (расчетной) палаты для коммерческих банков, производя операции с чеками. В 1994 в Дании было 112 коммерческих и сберегательных банков, хотя 5 крупнейших из них владели более чем половиной всех активов. Банковские объединения сильно сократили свою деятельность после 1980. Процентные ставки устанавливаются по соглашению между сберегательными и коммерческими банками. Дания сняла многие ограничения в финансовом секторе с середины 1970-х годов, и в настоящее время разрешены сделки с международными ценными бумагами. Расчеты в розничной торговле в значительной степени автоматизированы благодаря широкому применению банковских карточек и электронных систем платежей.

Государственный бюджет. В 1996 доходы государства составляли 61,3 млрд. долл., расходы – 65,6 млрд., дефицит был равен 2,5% ВВП. 46% государственных расходов идет на социальные и страховые выплаты, 13% – на образование и научные исследования, 10% – на стимулирование предпринимательской деятельности, 10% – на здравоохранение, 3% – на оборону, 3% – на культуру и церковь, 2% – на жилищные субсидии и 2% – на содержание органов правосудия и полиции. Амты и муниципалитеты имеют налоговые инспекции, подчиняющиеся непосредственно центральному правительству. Они следят за тем, чтобы налоговые поступления направлялись на поддержку более бедных общин. Подоходные налоги составляют ок. 61% государственных доходов, налоги на товары и услуги (включая 25%-й налог на добавленную стоимость) дают еще 31%. Акцизные налоги на табачные изделия, спиртные напитки и бензин очень высокие, как и налоги на автомашины. Налоги на использование энергоносителей, введенные в 1990-е годы, компенсируют льготное налогообложение малоимущих слоев населения. Чистый финансовый долг Дании в 1994 составлял 38 млрд. долл. (ок. 26,2% ВВП).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ingots

Регионы и города Дании:

Ольборг

News image

В северной Ютландии, на побережье Лим-фьорда, расположился, словно деловитый и крепкий хозяин, один из самых крупных и старейших городов Дании - Оль...

Викинги в истории Орхуса

News image

Территория вокруг трех площадей - Store Torv, Bispetorv и Sct. Clements Torv - всегда была сердцем Орхуса. Викинги основали Орхус ок. 770 г

Культура и традиции Дании:

Новый Год в Дании

News image

Знаете ли вы, что в Дании - целых два Деда Мороза? И один из них сродни нашему Домовому? Впрочем, этим различия между празднованием Нового года у на...

Национальная кухня Дании

News image

Датская кухня, как в сказках Г.Х. Андерсена - 500 видов вареной картошки и рыбы (fisk - единственное легкопроизносимое датское слово). Никакой экзо...

Известные датчани:

Иоганн Петер Эмилиус Хартман

News image

Иоганн Петер Эмилиус Хартман (Johann Peter Emilius Hartmann, 14 мая 1805 г. – 10 марта 1900 г.) - датский композитор, начавший свою музыкальную карь...

Йеппе Окьер

News image

Йеппе Окьер (дат. Jeppe Aakj;r; 10 сентября 1866, Окьер, близ Скиве — 22 апреля 1930, Еуле, близ Скиве) - датский писатель, поэт. Писал стихи и рома...

Авторизация

Login Register
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image