Главная - Рассказы туристов - Прогулка по «купеческой гавани»



Прогулка по «купеческой гавани»

О стране - Рассказы туристов

прогулка по «купеческой гавани»


Ещё накануне мы договорились с Лиокой Браберг, девушкой-студенткой, представительницей русской диаспоры, встретиться на Центральном вокзале Копенгагена. Так как у меня было мало свободного времени, новые знакомые, работающие в Копенгагенском пушном центре, отговаривали от посещения Национального музея. Лиока пришла проведать мать и присоединилась к беседе. По их настоянию я согласился на обзорную экскурсию, а Лиока любезно согласилась показать историческую часть города.

Все три дня моего пребывания в Дании была ясная солнечная погода. Еще в самолете меня удивила природа: февраль, а за бортом полное отсутствие снега, темная зелень деревьев, на аэродроме местами пожухлая, но зеленая трава. Как шутят местные жители, в Дании два времени года: весна и осень.

При входе в здание аэропорта Каструп (Kastrup), расположенного в 10 км. от Копенгагена, прогуливался датский таможенник. Издали, заметив в моих руках паспорт, он, как старому знакомому, кивает головой и, взмахнув рукой, продолжает прогуливаться. Таким таможенным контролем Дания демонстрирует демократическое отношение к эмиграционным процессам последних лет.

Получив багаж, перехожу в зал ожидания, меняю валюту. Датчане предпочитают обменивать датские кроны на доллары США, а не на евро.

В справочной выясняю, как проехать общественным транспортом на Центральный железнодорожный вокзал Ховенбанегорден (Hovenbaneg-rden). Молодую датчанку веселит мое непонимание датского языка, и она рисует пиктограмму паровозика. Так я узнал, каким транспортом, кроме такси, можно доехать до города.

В конце зала ожидания расположена касса железных дорог (DSB). Беру билет до станции Кёбенхавн (Kbenhavn H), там расположен Центральный вокзал. По эскалатору рядом с кассами перехожу на перрон. Вдоль перрона через 10-15 метров установлены электронные табло, показывающие время прибытия поезда и название конечной станции.

От аэропорта на электропоезде повышенной (как мне показалось) комфортности по Регионалтог (Regionaltog) — железной дороге регионального значения— доезжаю до Центрального вокзала.

Вокзалы больших городов похожи на пчелиные ульи. Копенгагенский — не исключение.

Решаю воспользоваться услугами такси. Наверное, рабочий день водителя до моего появления был не совсем удачным. Услышав название местности, он достал толстый справочник, стал перелистывать карту-схему и, пролистав больше половины справочника (как будто это все надо было проехать), ткнул пальцем в карту и назвал цену. Отрицательно мотаю головой и отхожу. Он цепляется за мой чемодан и сбавляет цену. Договариваемся. За 20 минут (время по включенному счетчику), 180 крон и не самым коротким путем («таксисты всех стран, объединяйтесь!») подъезжаю к району одноэтажных частных домов Глоструп (Glostrup).

Такси в Дании оснащены не только счетчиком, но и кассовыми аппаратами, а также рацией для связи с диспетчером.

Со счастливой улыбкой, принимая от меня деньги, водитель пробивает кассовый чек и передает мне. Он так торопился высадить меня и уехать, а я — обогатиться новыми впечатлениями от увиденного, что оба забыли о багаже. О нем я вспомнил почти через час после приезда. Представитель принимающей стороны спросил о кассовом чеке и по номеру телефона, указанному на нем, связался с диспетчером.

Размышляя о превратностях судьбы, прохаживаюсь в условленном месте у входа в Копенгагенский пушной центр. Скрипнув, рядом остановился уже знакомый мне мерседес. Слова извинений были понятны без переводчика, а вид водителя, возвращавшего чемодан, подчеркивал их искренность. Он готов был вернуть мне деньги, только бы я не обвинял его в преднамеренной краже. Впрочем, мне было не до этого. Предстояло узнать работу Копенгагенского пушного центра, и в дальнейшем рассказать о ней подписчикам.

В день прибытия меня поселили в гостинице Глоструп Парк Отель (Glostrup Park Hotel), расположенной в 10 минутах ходьбы от Копенгагенского пушного центра. После оплаты проживания, администратор предложил «положить на депозит» 300 долларов США и объяснил, что эта сумма резервируется на погашение долгов перед гостиницей, если проживающий воспользуется телефоном, мини-баром в номере или позавтракает в их ресторане, а потом откажется платить.

Я пользовался своим мобильным телефоном, мини-бар не открывал принципиально, а трехразовым питанием и доступным с 08.00 до 20.00 шведским столом был обеспечен в пушном центре. Дежурный администратор, когда возвращал при моем отъезде всю сумму, даже не пытался скрыть удивление такому неправильному русскому и пренебрежительному отношению к их сервису.

С утра до вечера я не покидал территорию пушного центра, но все же выкроил несколько часов для осмотра достопримечательностей Копенгагена.

Чтобы не опоздать на встречу с Лиокой Браберг, так как путь от гостиницы до Центрального вокзала мне предстояло преодолеть впервые, вышел за час до назначенного времени.

Недалеко от гостиницы расположена одноименная району станция городской железной дороги (S-tog) Глоструп (Glostrup). Близость станции подтверждает наличие большого дорожного указателя — красный шестигранник с белой латинской буквой «S». В городе в разных направлениях действуют 7 линий S-tog.

На станции датчанин средних лет охотно показал мне, как пользоваться автоматом по продаже билетов. Город разделен на транспортные зоны. Центр находится в первой и второй. Станция Глоструп — в четвертой. Билет из четвертой в первую (или наоборот) стоит 34 кроны. Билет действителен в зависимости от зоны покупки — 1 час, 1,5 или 2 часа.

С ним в течение этого срока можно пользоваться в границах зоны любым городским транспортом. Проехать поездом, пересесть на автобус, потом — на метро и опять на поезд или автобус, и все это за 34 кроны. Главное — уложиться в отведенное для действия билета время. Стоимость билета с направлением в центр города, купленного в пределах 3-й зоны, меньше, а в 5-й, 6-й и других — возрастает в соответствии с зоной.

Внешним видом и внутренним обустройством подошедший состав сильно отличался от привычной для глаза россиянина электрички. Просторные светлые вагоны, элегантные, удобные, драпированные тканью мягкие сиденья. В вагоне несколько электронных табло, показывающих, где в настоящий момент между станциями находится состав. Много других приятных мелочей для удобства пассажиров.

Снова Центральный вокзал. Попав сюда впервые, я обратил внимание на огромное скопление велосипедов по обе стороны от главного входа. У всех станций S-tog и станций метро, где мне довелось побывать, – та же картина. Это велосипедные парковки. Стремясь сократить транспортные расходы, местные жители с окраинных районов приезжают в центр на велосипедах. В Копенгагене, как и по всей Дании, развит культ велосипедистов.

Для них на проезжей части отведен довольно широкий участок дороги, куда на автомобилях заезжать запрещено, и установлены, предоставляющие преимущества, светофоры. Первым при повороте в одном направлении поворачивает велосипедист, автомобилисты должны уступать дорогу. Ради справедливости следует отметить высокую культуру вождения транспортными средствами, уважение к дорожным знакам и сигналам светофора. Я ни разу не заметил датской автоинспекции.

Здание вокзала сочетает в себе готический стиль и современный дизайн мини-маркетов. Не мало места занимает вездесущий «Макдональдс». В центре на столбе большие часы — традиционное место свиданий. Здесь и у нас с Лиокой назначена встреча.

— Сейчас пойдем в книжный магазин, — сказала Лиока, после того как мы поздоровались. И, улыбаясь, пояснила, — В городе есть несколько магазинов, в них иностранцам бесплатно раздают карты города.

Через дорогу от вокзала — парк «культуры и отдыха» — Тиволи. Книжный магазин возле парка оказался закрыт.

— Ничего! Пойдемте к Ратуше, там тоже есть магазин.

Пять минут ходьбы, и мы на площади перед зданием из красного кирпича и с башнями — Ратуша.

— Посмотрите наверх, — Лиока указала на Ратушу, — над главным входом статую видите? Это Абсалон, епископ Роскилле. Он в 1167 году основал город. Приказал построить на острове укрепление и порт, который из военного быстро превратился в торговый. Копенгаген с датского переводится как «купеческая гавань».

В середине XII века Копенгаген получил городские права. А с XV века стал столицей. Сюда переехал королевский двор. На прежних окраинах возводят новые кварталы. Правда, в последующие века город неоднократно подвергался нападениям со стороны шведов и англичан. Большая часть сооружений была разрушена. Но в центре ещё сохранились дома времен средневековья.

Замечаю, установленный на площади, памятник Г.-Х. Андерсену. Из желающих сфотографироваться у памятника образуется очередь. Самому известному датчанину в 2005 году исполнилось 200 лет, что стало крупным культурным событием — как в Дании, так и других странах. В свое время Андерсен был более известен как автор романов, пьес, комедий, стихов и даже путевых заметок, о чем мало кто сейчас знает. Торжества в честь юбилея великого сказочника, организованные как на родине писателя, так и за границей, раскрывающие его творчество, привлекли внимание множества людей всех возрастов.

Заходим с Лиокой в магазин. Объясняюсь с продавцом на неправильном английском, содержащем только существительные и глаголы в неопределенной форме. Получаю экземпляр карты Копенгагена и дальнейшее наше с Лиокой путешествие отслеживаю по ней.

— От Ратуши, — рассказывает Лиока, — начинается пешеходная зона Стройет (Strget). В Копенгагене она открыта с 1962 года. Это первая в мире зона, состоящая из пяти улиц, по которым запрещено движение транспорта.

Разговаривая, идем по узеньким улицам, где прогуливается много народу. С обеих сторон — привлекающие внимание туристов старинные дома. На нижних этажах разместились мини и супермаркеты, маленькие кафе и ресторанчики. Уличные артисты развлекают прохожих: демонстрируют ожившие скульптуры.

Вдоль пешеходной зоны возвышаются шпили готических храмов. Немного в стороне — здание университета и Собор Пресвятой Богородицы.

— Копенгагенский университет основан в XV веке. — Продолжает рассказ мой гид. — На средства датского короля, для обеспечения студентов бесплатным жильем, в XVII веке построен комплекс зданий, до наших дней сохранилась только часть из них.

Заходим в Собор Пресвятой Богородицы.

— Он — католический, — поясняет девушка. — Для датчан имеет такое же значение как для французов знаменитый парижский.

Внутри слева и справа от центрального прохода скамейки для прихожан. В алтарной части — выше человеческого роста — статуя Христа из белого мрамора. Вдоль стен — статуи апостолов. Откуда-то сверху падает мягкий свет.

Проходя вдоль овеянных соленым бризом старинных домов, по старинным улочкам Копенгагена, наполненных легендами прошлого и рассказами старых моряков, глубже проникаешь в знакомую с детства по сказкам Андерсена атмосферу; и вместе с тем ярче представляешь реальность жизни, опасные приключения и викингов, и рыцарей средневековья.

По улицам Стройет подходим к дому, где жил Г.-Х. Андерсен. Дома в этом квартале разнообразной расцветки: зеленые, красные, желтые, темного кирпича, серые и светлые. Напротив дома в водах канала пришвартовано несколько яхт. Стучусь в дверь… Наверное, ни кого нет.

— В выходные по этой улице не пройти: много народа, очень много молодежи. Сидят на парапетах набережной, пьют кофе, пиво, поют под гитары.

Мы присаживаемся за столик небольшого кафе. Заказываем кофе.

— Не приставайте к нему — останавливает меня Лиока, когда я пытаюсь выяснить у официанта, какого сорта кофе нам принесут. — У них только один сорт.

— Растворимый! — Догадываюсь я.

— Вы так хорошо знаете город, его историю, — пытаюсь сделать комплимент своему гиду. — Так хорошо говорите по-датски.

— Нет! — Смеётся и отрицательно мотает головой Лиока. — Я плохо знаю язык. Чтобы на датском хорошо говорить, надо родиться в Дании. Мы переехали в Данию, когда я уже училась в школе. Здесь пошла уже в третий класс. Пришлось очень трудно: преподавание велось на датском, а мне он ни как не давался. Только после пятого класса стала немного понимать язык.

— А вот экскурсий по городу от школы было очень много. В некоторые музеи водили бесплатно.

Идем дальше: к дворцовому комплексу Амалиенборг (Amalienborg).

— Зде сейчас живет правящая королева Маргрете II.

Это скромные с виду отдельные четыре здания, расположенные по диагонали. Над двумя развеваются штандарты. Вдоль зданий по особому ритуалу проходит почетный караул. Внутри ансамбля площадь с памятником королю Фредерику V в центре.

— Легенда гласит, — рассказывает Лиока, — что установка памятника по стоимости равна стоимости постройки всех четырех дворцов. Когда королева находится во дворце, развод караула производится в 12 часов в сопровождении оркестра.

Поглядев на величавую смену караула, идем к Мраморной церкви (Marmorkirken), расположенной недалеко от дворцов.

— Предполагалось, — продолжает рассказ девушка,— что церковь должна быть вся построена из норвежского мрамора. Строительство из-за недостатка средств растянулось более чем на 200 лет.

Следующая остановка возле Храма Преподобного Александра Невского. Из-за позднего времени Храм, как и Мраморная церковь, уже закрыт для посещения.

— Эту церковь возвели на средства российского императора Александра III по просьбе супруги императрицы Марии Федоровны, матери Николая II, урожденной принцессы Луизы-Софии-Фредерики-Дагмар Датской. Алтарная часть обращена на запад, а не на восток, как в других церквях. Здесь же состоялась церемония отпевания вдовствующей императрицы Марии Федоровны, скончавшейся в Копенгагене 19 октября 1928 года. Во дворе перед церковью можно увидеть ее бюст.

Уже в сумерках подходим к станции Эстепорт (Østeport) и дальше — к символу Копенгагена. В метре от берега на большой камень присела знаменитая Русалочка. В сгущающейся темноте вечера и специальном освещении с берега скульптура выглядит очень эффектно. Не удержался и попробовал воду пролива Эресунн. Соленая. Справа от Русалочки в небольшой бухте видно десятка два частных яхт, стоящих на якоре.

На станции Нэррепорт (Nrreport) спускаюемся в метро.

— Сейчас мы проедем на метро, — объясняет Лиока, — а потом с этим же билетом пересядем на автобус, доедем до вокзала. С ним же вас пропустят на электричку. Главное — успеть до времени окончания его действия.

Первые линии копенгагенского метро открылись в 2002 году. Попав впервые, трудно сдержать удивление современному дизайну и оснащенности. Можно сразу с улицы попасть на платформу на лифте или спустится по 3-х уровневой системе эскалаторов. По всей высоте и длине станции для безопасности пассажиров платформа с двух сторон огорожена от рельс толстым прозрачным пластиком с автоматическими дверями. Прибывающий состав видно хорошо.

При остановке поезда, двери вагона точно совпадают с дверями в пластиковом ограждении и открываются одновременно. В поездах машинистов заменяет электроника. Нет традиционной кабины машиниста. Там где я привык ее видеть, начинается салон вагона. А на передних перед лобовым стеклом местах сидят пассажиры. Очень впечатляет зрелище открытого пространства тоннеля, летящего навстречу. Не могу отказать себе в удовольствии и пересаживаюсь в вагон для курящих: они есть во всех поездах метро и электричках.

Проезжаем несколько станций и выходим в город. Мириадой разноцветных огней и причудливой подсветкой приветствует вечерний Копенгаген.

Еще днем обратил внимание на открытое, подчеркивающее национальную традицию «ужина при свечах», пламя горелок и светильников возле кафе и ресторанчиков. В темноте ночи, казалось, пламя горит еще ярче и теплее.

Общественные автобусы городских маршрутов, как и поезда, достаточно комфортны. На водителях форменная одежда. Днем, издали, видел проезжающий двухэтажный автобус, но — не догнал.

С билетом, купленным еще для прохода в метро, вхожу в автобус. Едем вдоль каналов, мимо здания Биржи (Brsen) с множеством скульптурных украшений на фасаде, и здания самой богатой в Скандинавии Королевской библиотеки. Автобус останавливается у вокзала с противоположной стороны начала нашего маршрута.

Благодарю Лиоку Браберг за интересную насыщенную экскурсию.

— Время действия билета, купленного на станции Нэррепорт, еще не закончилось, вы успеете вернуться на свою станцию в Глоструп. — Напутствует меня Лиока. Ей нужно в противоположную часть города.

Следует признать, что много интересного увидеть не удалось, но в городе Великого сказочника и принцессы Дагмар хочется побывать не один раз.

Копенгаген встретил меня ясным небом и солнцем. В день отлета, погода ухудшилась: было ветрено и сумрачно, словно город печалился, не хотел отпускать.

В иллюминатор слежу за удаляющимся видом Копенгагена. С соседями обмениваемся впечатлениями, и два часа полета (извините за каламбур) пролетели незаметно. Аплодисменты командиру корабля за благополучную посадку. Можно отстегнуть ремни.

Анатолий Отвагин




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ingots

Регионы и города Дании:

Орхус

News image

Орхус, раскинувшийся на берегу великолепного залива Орхус-Бугг на востоке Ютландии – это второй по величине город Дании с населением почти триста ты...

Сведения об истории Оденсе и Музеи Оденсе

News image

Музеи Оденсе рассказывают об истории города с помощью книг, статей, а также Интернета, где одно из последних обновлений – интерактивные карты Оденсе...

Культура и традиции Дании:

Пивной медведь возвращается на российский рынок

News image

ТД Пиво-Воды , российский дистрибьютор импортного пива, и датская пивоваренная компания Harboes Bryggeri вывели на российский рынок пиво Bear Beer,...

Фресковая живопись в датских церквях

News image

В некоторых датских церквях еще сохранилась фресковая живопись. Частично она была уничтожена во времена Реформации, однако в нескольких церквях живо...

Известные датчани:

Пер Киркеби

News image

Пер Киркеби (дат. Per Kirkeby; род. 1 сентября 1938 г. Копенгаген) — современный датский художник, скульптор, писатель и архитектор

Бертель Торвальдсен

News image

Бертель Торвальдсен (Bertel Thorvaldsen, 1768 (1770) – 1844) – датский художник, скульптор, ярчайший представитель позднего классицизма. В 1797 г. м...

Авторизация

Login Register
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image