Главная - Религия - Христианизация Дании



Христианизация Дании

О стране - Религия

христианизация дании

Дания была первой и долгое время единственной (в Скандинавии) страной, имевшей тесные и регулярные контакты с христианским миром. Они начались не позднее конца VII в., когда Дания вошла в непосредственный контакт с Франкской империей. Другим источником проникновения христианских идей были эмпории, собиравшие купцов из стран христианского мира. Дания привлекала взоры и правителей Франкской империи, стремившихся приобщением варваров к христианству распространить на них свое влияние, и самой церковной организации, усилившей в это время миссионерскую деятельность.

В 777 г. Карл Великий делает попытку направить в Данию Павла Диакона для дипломатических переговоров и проповеди христианства. В самом начале VIII в. состоялась первая христианская миссия: Виллиброрд, английский монах, посетил Данию, а в 823 г. Людовик Благочестивый направил к данам папского легата, архиепископа Реймсского Эбо.
Очевидно, что роль христианства в международных отношениях осознавалась правителями Дании: в 826 г., стремясь получить поддержку Людовика Благочестивого в борьбе за власть в Дании, Харальд Клак вместе с 400 своих дружинников крестился в Ингельгейме, стал вассалом Людовика и принял от него лен. Этот успех побудил Людовика направить в Данию в следующем году миссию, возглавленную тогда еще 25-летним Ансгаром, монахом из монастыря в Корби, будущим «апостолом Севера». Миссионер имел мало времени для проповеди христианства: в том же году Харальд Клак был изгнан, вместе с ним пришлось уехать и Ансгару. Показательно, однако, что свою деятельность Ансгар сосредоточил в Хедебю, где основал школу. Более успешной была его третья поездка на Север (во время второй, в 829 г., он не останавливался в Дании), уже в качестве главы «северной», бременской архиепископии. Эта поездка состоялась в 849—850 гг. Ансгар проповедовал в Хедебю и получил разрешение конунга Хорика I построить здесь церковь. Через четыре года была открыта вторая церковь в другом крупнейшем торговом центре — Рибе.
Последующее столетие прошло в борьбе язычества и христианства, о деталях которой мы знаем крайне мало: успехи миссионерской деятельности (Римберта в 870—880-е годы, крещение короля Гнупы, отца Горма Старого, около 934 г.) сменялись периодами запрещения проповеди или гонениями на христиан (по сообщению архиепископа Унно, посетившего Данию около 935 г., король Горм жестоко преследовал христиан). Тем не менее новая религия под давлением Франкской империи все больше и больше распространялась в Дании: многие викинги обращались в христианство во время набегов и зимовок в Англии и Франции, крещение входило в условия договоров с оседавшими в этих странах норманнами.
Главной задачей основанной в 831 г. архиепископии в Гамбурге, позднее (в 845 г.) объединенной с Бременской, было распространение христианства на Севере Европы и включение в сферу ее юрисдикции вновь обращаемых земель. Еще до официального введения христианства в Дании, объявленного Харальдом в надписи на 2-м Еллингском камне (DR 42), в 848 г. папа Агапит послал буллу Гамбург-Бременскому архиепископу Адальдагу, поручив ему главенство над церковью Дании. В это же время германский император Отгон I нашел возможным учредить три епископии на датской территории: в Хедебю, Рибе и Орхусе. Нет никаких свидетельств того, что назначение в них трех епископов не осталось чисто номинальным, и в этих центрах действительно возникли епископские кафедры. Вероятнее, что это были викарные епископы, которые не имели постоянного местопребывания в стране. Более того, Адам Бременский, рассказавший об этом событии (II. 4), не знал их преемников и полагал, что в Орхусе в конце Х в. кафедры не существовало (II. 26, 46). Видимо, Хедебю и Рибе были центрами миссионерской деятельности, может быть, в Хедебю некоторое время функционировала епископская кафедра, но это, скорее всего, могло произойти между 974 и 983 гг., когда Хедебю находился под властью германского императора. Во всяком случае, в 1000 г. епископ (викарный?) Шлезвига (т.е. Хедебю) сообщал, что он вынужден покинуть город из-за его разорения и разрушения церкви при взятии его Харальдом в 983 г. (?). Вполне вероятно, что миссийные епископы использовали королевские, усадьбы как свои опорные пункты, и это может объяснить превращение Роскилле и Оденсе, где имелись королевские усадьбы, в центры епископий в XI в.
Таким образом, есть все основания предполагать, что до эпохи Кнута в Дании, несмотря на официальное принятие христианства, церковной организации еще не существовало и назначаемые епископы не имели постоянных резиденций, о чем пишет и Адам (II. 26). Он называет только двух епископов, которые непосредственно проповедовали в Скандинавии: Одинкара, который «обратил в веру многих своей проповедью на Фюне, Зеландии, в Сконе и Швеции», и Лиафдага, побывавшего в Швеции и Норвегии. При этом оба они не были немцами: Одинкар принадлежал к знатному датскому роду, Лиафдаг прибыл из Фризии. Вероятно, в период обострения отношений с Германией Харальд не допускал германских клириков в Данию.
Гамбург-Бременское архиепископство осуществляло проповедь христианства в Дании под непосредственным покровительством германских императоров, поскольку оно было тесно связано с их политическими притязаниями. Такими по преимуществу политическими, а не собственно церковными акциями представляются и «учреждение» епископий и назначение епископов в 948 г., и выдача Отгоном I в 965 г. иммунитетной грамоты датским епископам, освобождавшей их от налогов (если только она не является фальсификатом), и обусловленное договором крещение Харальда Клака (Адам. II. 3), и ряд других акций. В распространении христианства в Дании факторы политические играли не менее важную роль, нежели факторы конфессиональные. Этим объясняется борьба Гамбург-Бременского архиепископства с церковным влиянием, шедшим из Англии.
Англосаксонская церковь уже с VIII в. проявляла миссионерскую активность в Европе, в рамках которой была осуществлена первая миссия в Данию. Образование Денло, а затем завоевания Свейна и Кнута создали благоприятную почву для проникновения христианства в Данию из Англии. Историки, связанные, как Адам, с Гамбург-Бременским архиепископством, старались избегать упоминаний об английских влияниях, но это не всегда им удавалось. Многозначительно сообщение Адама (II. 55; III. 77) о Гербранде, рукоположенном в сан епископа Роскилле архиепископом Кентерберийским, которого Гамбург-Бременский архиепископ Унван (1013–1029 гг.) вынудил «обещать верность и подчинение». Кроме Гербранда, Кнут поставил и другого англосаксонского каноника, Бернгарда, епископом в Лунде.
Христианизация Дании при Харальде охватила, очевидно, лишь высшие слои общества, которые своими связями с другими европейскими странами и участием в политической жизни были наиболее подготовлены к восприятию новой идеологии. Однако и в их среде принятие христианства означало некий компромисс между язычеством и официальной религией. Наряду со строительством церквей, выполнением важнейших церковных обрядов, чеканкой монет с христианскими символами и т.п. вплоть до начала XI в. сохранялись языческие по ритуалу погребения, с большим количеством инвентаря, как, в частности, в могильнике королевского укрепления Фюркат. Адам объяснял восстание Свейна против Харальда языческой реакцией на христианизацию страны (II. 27), что, впрочем, маловероятно, поскольку Свейн, согласно Адаму, был крещен еще в младенчестве, после воцарения продолжал выпускать монеты с крестом на реверсе, а в 990-е годы основал церкви в Лунде и других городах. Вероятно, в период междоусобицы конца 980-х некоторые церкви действительно пострадали, а позднее Свейн, не поддерживая притязаний Гамбург-Бремена, оказывал поддержку английской церкви, что было расценено Адамом как отступление от христианства.
Только в середине XI в. церковная организация в Дании обрела более упорядоченные формы, став не только номинально существующей, но и действующей. Диоцезы с центрами в Шлезвиге, Рибе, Виборге, Орхусе и «Вендила» (для Северной Ютландии), Роскилле (Зеландии), Лунде, Дальбю (Сконе) примерно с 1060 г. охватили всю территорию Дании. Большую роль в упрочении датской церкви сыграл Свен Эстридсен, ставший королем в 1047 г. Его ориентация на Гамбург-Бременское архиепископство, соглашение с архиепископом Адальбертом (1043–1072 гг.) послужили упрочению положения церкви.

Источник: История Дании с древнейших времен до начала XX века, под ред. О. В. Чернышевой; М.: Наука, 1996




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ingots

Регионы и города Дании:

Орхус

News image

Орхус, раскинувшийся на берегу великолепного залива Орхус-Бугг на востоке Ютландии – это второй по величине город Дании с населением почти триста ты...

Северная Ютландия

News image

Северная Ютландия – это административная область Дании, которая находится в северной части полуострова Ютландия, разделяющего Балтийское и Северное ...

Культура и традиции Дании:

Еда в Дании

News image

Дания: в работе сообщается о разработанном фирмой Atlas A/S новом способе приготовления рыбных палочек из измельченного мяса рыбы, заключающемся в з...

Пиво в Дании

News image

История датского пива не уступает по продолжительности голландской. В 1400 г королевский двор уже имел свою пивоварню, услаждавшую старинным ячме...

Известные датчани:

Йеппе Окьер

News image

Йеппе Окьер (дат. Jeppe Aakj;r; 10 сентября 1866, Окьер, близ Скиве — 22 апреля 1930, Еуле, близ Скиве) - датский писатель, поэт. Писал стихи и рома...

Safri Duo

News image

Благодаря своим незаурядным музыкальным способностям и высокой виртуозности в исполнении, Мортену Фриису и Уффо Савери удалось поднять на новый уров...

Авторизация

Login Register
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image