Главная - Религия - Состояние Церкви в современном датском обществе



Состояние Церкви в современном датском обществе

О стране - Религия

состояние церкви в современном датском обществе

Дания - тюрьма , - воскликнул небезызвестный шекспировский герой. На самом же деле, для датчан нет ничего более святого, чем свободы и права человека. На этот алтарь они готовы принести даже свои традиционные устои религиозной жизни.

Церковь и государство

Евангелистская Лютеранская церковь является Датской народной церковью и в этом качестве пользуется поддержкой государства , - гласит датская конституция1. С 1849 года эти слова являлись конституционной основой функционирования Датской народной церкви.

Христианство пришло на датскую землю в IX веке и стало государственной религией около 960 года, когда крестился король Харальд Синезуб. До Реформации, которая добралась до Дании в 1536 году, датская церковь являлась частью Римской католической церкви.

Конституция 1849 года, которая была на тот момент одной из самых прогрессивных в мире, принесла с собой веяние демократии, реализовавшееся, среди всего прочего, во введении свободы вероисповедания. Обязательное членство в Народной церкви было отменено, однако она получила особое положение в структуре государства благодаря тому, что практически все население принадлежало именно к этой Церкви. На то были свои объективные причины. Например, та, что датское общество вплоть до недавнего времени было чрезвычайно гомогенным.

Особое положение Датской народной церкви заключается в оказываемой ей государством поддержке. Выделяются две стороны этой поддержки. Первая, моральная, состоит в том, что глава государства, в данный момент - королева, является единственным человеком в государстве, обязанным быть членом Датской народной церкви; а также в том, что государство использует все имеющиеся в его руках рычаги, прежде всего законодательные, для того, чтобы обеспечить полную свободу отправления культа (например, церковные праздники законодательно закреплены как выходные дни). Вторая сторона этой поддержки - экономическая. Ежегодно бюджетом страны предусматриваются средства, направляемые на нужды церкви. Однако, согласно официальным источникам, на сегодняшний день государственные субсидии составляют лишь 12 % бюджета церкви. Основным источником финансирования для Народной церкви является специальный налог, уплачиваемый лишь ее членами.

Делами церкви заведует Министерство по делам церкви, во главе с соответствующим Министром, который не обязан быть членом общины. Он готовит большинство законопроектов для представления в парламент, назначает приходских священников, а также подготавливает представления королеве для назначения настоятелей соборов и епископов. С административной точки зрения, Министр является высшей инстанцией.

Такая структура Церкви провоцирует многих авторов на то, чтобы определять Датскую народную церковь как бюрократический орган государственного аппарата. Однако если судить объективно, это будет преувеличением. Несмотря на все вышеуказанные проявления участия государства в жизни церкви, не будет абсолютно правомерным считать церковь в Дании государственной. Изначально она, прежде всего, и это подчеркивают многие датские источники, - народная. Все решения, принимаемые Парламентом или Министерством, должны быть инициированы приходскими советами или потребностями общины. Например, ни один священник не может быть назначен вопреки желанию приходского совета.

Тем не менее, именно в приходских советах в последние годы такая тенденция к бюрократизации действительно проглядывается. Этот процесс имеет свои корни в расширении деятельности Церкви, которая под влиянием времени вынуждена охватывать все больше сфер жизни общества, что вызывает увеличение числа церковных функционеров.

Датская народная церковь играет важную роль в общественной жизни, выполняя целый ряд общественно полезных функций. В ее компетенцию, помимо традиционных обязанностей по духовному воспитанию общины, входят: регистрация населения, уход за кладбищами и церквями. Во многих приходах действуют воскресные школы, организованные, зачастую, христианскими волонтерскими движениями, которые чрезвычайно активны в Дании.

В общем и целом, подводя итог общей характеристике Датской народной церкви, необходимо отметить, что ее статус, структура и деятельность до последнего времени не претерпевали значительных изменений и на сегодняшний день, как отмечают многие специалисты, не отвечают вызовам времени. Именно с ними связаны те проблемы, которые возникли перед Церковью в 80-90-х годах ХХ века, и те нападки, которым она подвергается в последние несколько лет.

Новые вызовы

Еще несколько десятилетий назад 95 % населения Дании являлись членами Народной церкви. Как уже отмечалось выше, это, прежде всего, было связано с чрезвычайной гомогенностью датского общества и его склонностью к традиционализму. Однако в последние десятилетия активно развиваются процессы, которые не могут не огорчать клириков.

Статистика на конец 2000 года дает нам цифру лишь в 84,7 % желающих быть членами Народной церкви и платить соответствующий налог в среднем по стране2. В районе Копенгагена цифра еще ниже – 68,5 %. Секуляризация, помимо всего прочего, ведет к тому, что все меньше родителей крестят своих детей. Так что даже цифра в 79 % новорожденных, прошедших обряд крещения до своего первого дня рождения, воспринимается священниками с восторгом. В 1999 году лишь 48 % браков были заключены в церкви. Это самый низкий показатель с 1980 года3.

Социологические исследования рисуют еще более печальную картину. Опрос, проведенный службой Гэллапа около года назад, говорит о том, что лишь один из четырех датчан признает, что религия оказывает какое-либо влияние на его жизнь. На прямой вопрос Верите ли Вы в Иисуса Христа? , утвердительно ответили только 15 % респондентов. А 10 % опрошенных членов Датской народной церкви думают, что Иисуса Христа вообще никогда не существовало4.

Вышеприведенные цифры вполне красноречиво говорят о социальной базе Народной церкви. Чрезвычайно гордясь, и не без причин, своей Родиной, историей и традициями – той самой пресловутой датскостью , датчане с великим почтением относятся к Датской народной церкви, как неотъемлемой части всего этого наследства. Но с точки зрения веры, с Иисусом Христом здесь могут на равных соперничать Тор, Один и другие асы5 древнескандинавской мифологии.

Имея за плечами такой тыл, в 80-90-х годах Датской народной церкви пришлось столкнуться с еще одним вызовом.

Еще с 60-х годов в Данию потянулся поток иммигрантов, прежде всего, из стран Ближнего Востока, Средней Азии и, позже, стран Африки и бывшего Советского Союза. Все начиналось с приглашений на сезонные работы, а продолжается тем, что, по некоторым оценкам, до 8 % некогда гомогенного общества составляют иммигранты. Они принесли с собой новую культуру, образ и уклад жизни, иные религии. Поглощенные познанием нового, того неизведанного, что несли с собой переселенцы, датчане утратили контроль над ситуацией.

Эта проблема приобрела еще большую остроту в связи с феноменом так называемых иммигрантов второго поколения , то есть детей тех, кто прибыл в Данию в 60-70-х годах. Являясь датскими гражданами и осознавая все права, которые предоставляет им этот статус, они требуют равноправия. Не только гражданского, социального и расового, но и религиозного. Будучи невосприимчивыми к датскости , абсолютно не стремясь к ассимиляции, они прикладывают максимум возможных усилий для размывания традиционных устоев датского общества, в том числе, и религиозных.

Несмотря на то, что Конституция формально гарантирует свободу вероисповедания всем гражданам Дании, в нынешних условиях религиозные меньшинства не имеют возможности отправлять свой культ без вмешательства властей. Например, браки, заключенные по мусульманскому обряду, не имеют силы. А мусульмане составляют сейчас крупнейшую диаспору, насчитывающую 150 тысяч членов. Неоднократно в прессе всплывала информация о различных инцидентах, связанных с неподобающим, по датским меркам, поведением иммигрантов при отправлении культа, с постройкой мечетей и так далее.

Религии, исповедуемые иммигрантами, оказались гораздо более активными, чем Датская народная церковь, которая, что в крови у датчан, вообще склонна всегда в любой ситуации искать компромисс. Иммигранты, следуя более жестким общественным и религиозным укладам, не восприняли христианства, как они не восприняли его, в своем большинстве, во всех странах Запада. Датчане, наоборот, частично из любопытства, частично действительно проникшись новыми необычными верованиями, достаточно активно стали смешиваться с иммигрантскими общинами.

Прежде всего, эта тенденция коснулась молодежи. Ее стремление к экзотике оказалось сильнее привычного датского традиционализма. В статье за апрель 2000 года6 говорится, что среди религиозных общин, которые подали заявление на регистрацию, лишь четверть имели свои корни в христианстве. Остальные происходили из ислама, индуизма или вообще невообразимо чего, как, например, вызвавшая вокруг себя много шума, так называемая, Церковь Богоматери Оргазма.

Политика умиротворения

Попытка Датской народной церкви занять жесткую позицию по отношению к требованиям иммигрантов привлекла внимание датских и европейских правозащитников, которые обрушились на нее с обвинениями в религиозной дискриминации и нарушении прав человека. Основаниями для этого стали, прежде всего, привилегированное положение Датской народной церкви и ее субсидирование государством за счет налогоплательщиков, причем всех, а не только прихожан.

Пик критики пришелся на 1998-2000 годы. ЕС, основываясь на социологических данных, внесла Данию в число лидеров среди самых нетерпимых стран, вынудив ее дважды отчитаться за свою политику в отношении иммигрантов. Последние же решения ЕС в этой сфере вызывают у многих в Дании опасение, что Евросоюз может вмешаться в вопрос взаимоотношений государства с Датской народной церковью. По этой причине датчане до сих пор не подписали Дополнительный протокол к Европейской конвенции по правам человека, принятый Советом Европы.

Датские эксперты обрушили на Министерство по делам церкви схожие обвинения в недостаточной свободе религий в Дании. Известный в странах Балтии специалист Оле Эсперсен, занимающий на протяжении долгого времени пост комиссара по правам человека в Совете государств Балтийского моря (в который входит и Россия), признавая всю общественную важность деятельности Народной церкви, осудил оплату ее расходов за счет налоговых отчислений. Его призыв внести изменения в законодательство, прежде всего, с целью изменения статуса Народной церкви, получил поддержку со стороны других специалистов7.

Однако Министерство отвергло такую необходимость, неоднократно заявив, что устои организации Церкви и религиозной жизни страны зиждутся на традициях, уходящих корнями в века, а Министерство делает все от него зависящее для обеспечения свободы вероисповедания в стране в той степени, в которой это прописано в Конституции. А дискриминация не имеет ничего общего с законодательством и происходит исключительно от человеческих взаимоотношений между старыми и новыми датчанами.

Раскол общества стал очевиден. Не имея твердой опоры внутри и испытывая все возрастающий пресс извне, Датская народная церковь заняла выжидательную, а зачастую и уступительную позицию. Мало-помалу, Министерство по делам церкви пошло на уступки. Сначала обязанность выносить решения по регистрации новых религиозных общин была передана от Копенгагенского епископа Комиссии, созданной при Министерстве, в состав которой входят светские функционеры. В связи с этим критерии отбора из философско-теологических все больше стали основываться на таких объективных показателях, как организация, число членов и бюджет. Однако самым сильным ходом стала замена критерия вера в Бога на вера в трансцендентную силу .

Однако, как следует из статистики, результат предпринятых мер оказался ограниченным. Дебаты приняли более умеренный характер, но проблема не была решена. В ближайшее время, по уверениям Министра по делам церкви, изменения статуса Датской народной церкви не предвидится. Кроме нее в Дании сейчас зарегистрировано 87 религиозных общин8.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ingots

Регионы и города Дании:

Северная Ютландия

News image

Северная Ютландия – это административная область Дании, которая находится в северной части полуострова Ютландия, разделяющего Балтийское и Северное ...

Столичный регион

News image

Столичная область Дании – это одна из пяти административных областей страны, занимающая северо-восточную часть острова Зеландия, остров Бронхольм и ...

Культура и традиции Дании:

Спиртные напитки

News image

В стране потребляется колоссальное количество пива. Из местных марок – это Туборг и Карлсберг , а также импортные немецкие сорта. Из крепких спир...

КОММЕРСАНТ-ВЛАСТЬ : Задетые за святое

News image

На прошлой неделе исламский мир требовал от Запада извинений за публикацию в датской газете карикатур на пророка Мухаммеда. Запад настаивал, что изв...

Известные датчани:

Людвиг Хольберг

News image

Людвиг Хольберг (Ludvig Holberg, 3.12.1684, Берген, Норвегия, — 28.1

Royal hunt

News image

Последний альбом Royal Hunt “The Mission” вышел в 2001 году, а в 2002-м увидел свет очередной сольник Андрея Андерсена Black On Black. Группа успешн...

Авторизация

Login Register
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image