Главная - Религия - Церковь Датского Народа


Церковь Датского Народа

О стране - Религия

 церковь датского народа

В Дании есть одна государственная церковь, она называется Церковь Датского Народа (Dansk Folkekirke). Неточный перевод, принятый в российской журналистике — Датская Народная церковь — хотя формально и не является ошибкой, но при этом не передаёт характерной особенности этого названия, хорошо заметной в оригинале на датском. Дело в том, что национальный элемент в этой церкви намного важнее религиозного. В отличие от Датской Народной церкви ( простонародный , народная музыка , народники ), название Церковь Датского Народа , вызывает адекватное представление о предмете у русскоязычного читателя ( Союз Русского Народа , русский народ и другие народы нашей страны и пр.) Кроме того, весьма похожее название (Dansk Folkeparti — Партия Датского Народа) носит ультранационалистическая партия, сидящая в Парламенте этой небольшой страны. Dansk Folkeparti — единственная парламентская партия, которая ставит своей главной целью изгнание из Дании всех национальных меньшинств, во всех поколениях. Официальный лозунг этой партии: Дания принадлежит Датчанам . Эту партию называют ещё иногда партией священников , о чём пойдёт речь ниже… Так что иногда точность перевода может сказать о понятии больше, чем самый подробный научный комментарий.

Итак — Церковь Датского Народа.

Христианство утвердилось в Дании в X веке, когда крестился король Харольд Блютанд (Голубозубый), и с тех пор существовало здесь в своей Католической версии вплоть до ХVI века, когда Реформация Лютера привела к отделению от Рима церквей Северной Европы. С 1536 года Датская церковь стала лютеранской. Как известно из истории, датчане никогда не отличались религиозным фанатизмом, однако со времени Реформации и превращения церкви в сугубо национальную, интерес народа к Церкви отнюдь не уменьшился, скорее наоборот — датчане, всегда окружённые недоброжелательными чужаками — шведами и немцами — стали находить в церкви прежде всего своё, национальное … И эта тенденция на протяжении столетий становилась всё сильнее. В религиозном же плане — Церковь Датского Народа никогда не была церковью мученичества , она всегда, практически без исключений, была церковью компромиссов . Возможно, именно это помогло ей остаться одной из ведущих госструктур в наше сложное время, которое многие считают антихристианским …

Знаменитая датская Конституция 1849 года, считающаяся ультрапрогрессивной для того времени, после ряда компромиссов утвердила господствующее положение Датской Церкви, но, как оказалось, основные компромиссы были ещё впереди. В лакированных учебниках по истории для школьников и путеводителях для иностранцев, утверждается, что эта Конституция принесла с собой веяние демократии, реализовавшееся, среди всего прочего, во введении свободы вероисповедания . Однако сегодня всё чаще высказывается мнение, что адекватной смыслу понятия свободы вероисповедания нет в Дании до сих пор…

Конституция 1849 года утвердила религиозную свободу. Однако, наоборот, датская конституция никогда не включала религиозное равноправие (курсив мой — Ю.Т.), — пишет современный датский исследователь церкви. — И дебаты, без сомнения, будут теперь вестись вокруг этого вопроса: религии и права человека в будущей Конституции. Европейские Права человека заставят нас (курсив мой — Ю.Т.) ввести религиозную свободу в будущую Конституцию Дании …

Согласно Датской Конституции от 1849 года (которая с тех пор принципиально не менялась), Евангелистская Лютеранская церковь является церковью Датского Народа и в этом качестве пользуется поддержкой государства . (Danmarks Grundlov, § 4). Выражение поддержка , которое, возможно, звучало актуально в середине XIX века, этот в своё время безобидный эвфемизм, сегодня выглядит, конечно, как классический образец двойной морали: ведь это всё равно, что сказать органы безопасности и правопорядка пользуются поддержкой государства . Или паспортные столы и ЗАГСы пользуются поддержкой государства … Пользуется ли полиция поддержкой государства ? А Президент страны? Странный вопрос!

Бессменной главой Датской церкви является правящая Королева страны, Маргрете II. Церковью Датского Народа управляет Министерств образования и церкви во главе с соответствующим Министром. Министр готовит большинство законопроектов для представления в парламент, назначает приходских священников, а также подготавливает представления королеве для назначения настоятелей соборов и епископов. Раньше Министерство церкви существовало как отдельная структура, объединение с Министерством образования произошло совсем недавно. Предыдущий Министр Церкви Тове Ферго оказалась замешана в нелицеприятном скандале, связанном с её мужем-священником. Её отставки ждали многие… Весьма, кстати, символично, что нынешний Министр церкви, Бетрель Хордер, получил эту должность как своего рода повышение после работы Министром по делам иммигрантов и национальных меньшинств, на которой зарекомендовал себя как противник интеграции иммигрантов, националист и ксенофоб. За это был подвергнут критике как Европейским комиссаром по Правам человека, так и наиболее значимыми нацменьшинствами страны.

Автор этих строк, работая на общественных началах внештатным советником этого самого Министра по делам нацменьшинств, неоднократно лично высказывался на встречах с Хардером о неэффективности блокировки нацменьшинств на рабочем рынке страны. Высказывания принимались к сведению, однако без какого бы то ни было эффекта. Посему вся история со скандалом вокруг приезда в Данию Европейского Комиссара по Правам человека Альваро Жиль-Роблеса и последующим заявлением Комиссара о ситуации с национальными меньшинствами в Дании и дискриминационными датскими законами, разворачивалась у автора этих строк на глазах, доставляя ему немалое удовольствие прежде всего тем, что его личная позиция как эксперта в отношении проблемы получила полное подтверждение, да ещё и международную поддержку. Теперь на должности Министра нацменьшинств находится новый человек, женщина, ровесница автора этих строк; институт же советников Министра к счастью сохранён, хотя больших надежд на масштабные перемены не питает никто… Пожилой Бертель Хардер (вполне честный и совсем не плохой как человек) — снова в кресле министра, на этот раз — Образования и Церкви. Награда не заставила себя ждать…

Сегодня Церковь Датского Народа — мощная административная госструктура. Приходы церкви играют роль обязательных паспортных столов и ЗАГСов для всех жителей страны.

Например, при рождении ребёнка, каждый житель страны получает бумагу из Церкви Датского Народа о том, что он обязан зарегистирировать там своего ребёнка. Конечно — ведь у нас религиозная свобода ! — вы можете отказаться от услуг датской госструктуры, написать им письмо и сообщить, в какой именно религиозной общине вы хотите зарегистировать своего малыша или малышку. Ведь далеко не все конфессии обладают правом регистрации в Дании! Так по наивности и сделал один мой знакомый, московский еврей, проживший всю жизнь в Дании и давний гражданин этой страны. Информировав Церковь Датского Народа о своей религиозной принадлежности (!), он отправил бумаги в еврейскую общину, и та с радостью зарегистировала новорожденное дитя. Но вот когда пришло время выезжать за границу и получать паспорт на ребёнка, полицией был выдан паспорт с местом рождения — Россия . Возмущённый отец отправился в местную полицию, где ему сказали: Ваш ребёнок не зарегистрирован в датском церковном приходе — ничего не знаем! Долго ещё бегал молодой отец между полицией, церковным приходом и местной муниципальной администрацией (коммуной) — через несколько месяцев всё наконец с трудом встало на свои места… Что лишь подтвердило банальную истину — трудно тягаться с государством .

Официально Церковь Датского Народа живёт в основном на налоги граждан страны. Неважно, какова ваша религиозная принадлежность и являетесь ли гражданином страны — вы обязаны платить налог на церковь: всего-то каких-то 1–2% в месяц, долларов тридцать выходит… То есть не совсем обязаны , конечно, — у нас же свобода вероисповедания ! Но если не хотите платить госцеркви — вы должны написать письмо, и изложить, какой именно конфессии вы хотите платить налог. Вообще никому не платить не разрешается. Таким образом, человек де-факто обязан сообщить государству о своей религиозной принадлежности, причём в официальной письменной форме! А уж государство — оно посмотрит на вас задумчиво, и скажет: Ну что ж, регистрация принята… Мы думали, что вы член Датской церкви, а вы оказывается православный (иудей, католик — нужное вставить)… Ну что же, очень хорошо, будем знать…

Поэтому датские престы (praest), священники, живут в Дании безбедно: государственные виллы, хорошие автомобили, отдых в лучших борделях Таиланда… Прест в Дании — это прежде всего уважаемый госслужащий, всё остальное даже не на втором, а, наверное, на десятом месте… В послевоенные годы Церковь Датского Народа приобрела свою нынешнюю форму: сначала разрешили женщинам становиться священницами, затем, эта же участь постигла гомосексуалистов и лесбиянок. За прошедшие полвека их оказалось удивительно много как среди престов, так и среди епископов и прочего руководства Церкви — гораздо больше, чем в серднем среди населения! Классической стала картина из повседневной жизни Церкви Датского Народа, когда мужеподобная священница-лесбиянка торжественно венчает мужем и женой двух пожилых гомосекуалистов. В меру подкрашенных, страстно любящих друг друга . Я это делаю в первую очередь ради любви! агрессивно грохочет без тени улыбки священница в чёрной рясе с кинокамеру датских утренних новостей…

Как-то раз некий священник по фамилии Гросбёль, работающий на приходе в одном из самых респектабельных и элитарных пригородов Копенгагена, заявил, что он вообще не верит в Бога. Не верит — и всё тут. Разуверился… В связи с этим в Дании началась дискуссия — а должен ли датский священник-прест верить в Бога? Неужели священник-атеист должен потерять работу в госструктуре Церкви Датского Народа только потому, что он во что-то не верит?! А как же карьера в госстуктуре?! Почему государство должно выгонять с работы человека, если он в своей душе перестал во что-то верить? Это ж получается — преследования за убеждения ! Да ещё со стороны государства! Эта, уже ставшая вялой, дискуссия длится уже несколько лет, и, хотя, никаких законодательных действий так и не было предпринято, общий тон — на стороне этого священника: Нет, датский священник не обязан верить в Бога! . Он должен хорошо работать на своей должности…

Понятно, с Богом Христианства вопрос в Церкви Датского Народа успешно решён. А как теперь быть с другими богами? А если датский прест уверует в Шамбалу? Если станет огнепоклонником или язычником? Или того хуже? Ведь датский священник имеет право и жениться, и разводиться, — однако почему-то регулярно отлавливают в Датской церкви престов-педофилов… Может, они это делают просто по своим новым религиозным убеждениям? Тем более что ведь и общества педофилов вполне легальны в Дании — сажают только за непосредственно сам акт педофилии, и то далеко не всех…

В 2000 году целых 84,7 % датчан являлись членами Народной церкви и были готовы платить — и платили — соответствующий налог в среднем по стране. Но непосредственно на вопрос Верите ли Вы в Иисуса Христа? , утвердительно ответили только 15 % респондентов. Вот об этом нехристианском — если не сказать антихристианском большинстве Церкви Датского Народа и пойдёт далее речь.

Да, в Датской церкви есть и верующие люди. Да где их, впрочем, нет? Ведь и в КПСС были верующие, это всем известно… В датской церкви верующих можно встретить в популярной в отдалённых (по местным меркам) провинциях страны внутрицерковной секте Indre Mission ( Внутренняя Миссия ), а также в малочисленных добровольных организациях типа Антисектантского Диалог-центра, находящегося в городе Орхусе. Диалог-центр даже отважился однажды пригласить к себе с лекцией диакона Андрея Кураева и Александра Дворкина (отец Андрей был суров и блистал своим французским, а родившийся в Америке Дворкин, тогда ещё не профессор, — покорял слушателей проницательным тембром голоса и свободным английским)… Впрочем, всё это было в те давние, как теперь кажется, времена вполне доброжелательных отношений между королевством Дания и Россией…

Итак, в облике государственной Церкви Датского Народа налицо два взаимосвязанных ключевых момента. Во-первых, дехристианизация этой церкви, доминирование в ней не-христиан и сексуальных меньшинств, фактическое отвержение большинством Христа, отказ от Евангельских и Библейских заповедей. Во-вторых, совершенно исключительный по своей силе национализм, господствующий в этой церкви. По моему мнению, есть довольно очевидная связь между этими двумя явлениями. Если мы посмотрим шире, на историю Европы последних веков — мы также можем заметить некий сходный процесс: образование европейских государств-наций, национально-националистических государств, увенчавшееся в конце концов триумфом и поражением (как сейчас начинает казаться — отнюдь не окончательным) немецкого нацизма — и стремительная дехристианизация Европы Нового Времени и эпохи Просвещения — два взаимосвязанных между собой процесса… Ультранационалист Гитлер и антихристианин Ницше… Сексуальные перверсии и опять — дикий, языческий, животный национализм всевозможных высших и наивыших рас …

Церковь Датского Народа, сохранившись в роли мощной госструктуры, нашла новое цементирующее начало, став гнездом самого фундаментального датского национализма, источником и колыбелью ксенофобской, ультранационалистической линии в политике государства. Конечно, руководство церкви никогда непосредственно не высказывалось по национальным вопросам. Но именно священники Церкви Датского Народа, будучи депутатами Фолькетинга (парламента) от ультраправой Партии Датского Народа — выступая с идеей-фикс изгнания из Дании всех неевропейских национальных меньшинств — инициировали принятие Парламентом Дании самых национально-нетерпимых и ксенофобских законов в Европе. Здесь следует в первую очередь назвать такие имена, как Сёрен Краруп и Еспер Ландболле, священники — и по совместительству депутаты Парламента от победившей партии. Пышущие ненавистью ко всему не-датскому, эти политики буквально распространяют энергию расовой и религиозной ненависти , заражая ею других… Церковь Датского Народа даже не попыталась заявить о дистанции между своей позицией и ксенофобскими взглядами этих священников-политиков: ведь всем понятно, что этой дистанции просто нет!

Можно ли себе представить, что в Парламенте России к власти приходит группа православных священников, которая энергично требует изгнания нацменшинств и не-христиан из страны? И мало того, что требует — добивается принятия соответствующих законов, то есть прямо влияет на внутреннюю политику страны? Трудно представить? — а в Дании — пожалуйста. Это и есть демократия — власть большинства ! Верят ли эти датские священники-депутаты в Бога? Или они считают национальные меньшинства не только своими врагами, но и врагами Церкви ? Об этом невозможно узнать, если они сами не захотят публично рассказать об этом…

Более того, штампы этой полу-нацистской пропаганды тщательно переводятся и тиражируются масс-медиа как в самой Дании, так и за её пределами, в последнем случае — как правило, в полном отрыве от реального политического контекста: Эта проблема приобрела еще большую остроту в связи с феноменом так называемых иммигрантов второго поколения , то есть детей тех, кто прибыл в Данию в 60-70-х годах. Являясь датскими гражданами и осознавая все права, которые предоставляет им этот статус, они требуют равноправия. Не только гражданского, социального и расового, но и религиозного. Будучи невосприимчивыми к датскости , абсолютно не стремясь к ассимиляции, они прикладывают максимум возможных усилий для размывания традиционных устоев датского общества, в том числе, и религиозных (см.: Павел Андреев Состояние Церкви в современном датском обществе ). Однако, даже такие субъективно мыслящие авторы, как процитированный выше, не могут не отмечать: Несмотря на то, что Конституция формально гарантирует свободу вероисповедания всем гражданам Дании, в нынешних условиях религиозные меньшинства не имеют возможности отправлять свой культ без вмешательства властей .

По мере допущения всё новых и новых компромиссов, вплоть до фактического отказа от христианской веры, Церковь Датского Народа всё более и более пропитывалась духом бездуховного и беспринципного национализма, параллельно превращаясь (или оставаясь) в солидную и устойчивую административную структуру государства. Конечно, помимо административных функций, формально эта церковь (вернее, государственная организация) остаётся всё же христианской и духовно-религиозной структурой, но религиозная сфера теперь не является определяющей для Церкви Датского Народа. Административная функция с одной стороны, и национальное, даже националистическое наполнение являются на деле гораздо более важными в этой полновластной государственной организации страны… Всё большая бюрократизация, по словам Павла Андреева, имеет свои корни в расширении деятельности Церкви, которая под влиянием времени вынуждена охватывать все больше сфер жизни общества, что вызывает увеличение числа церковных функционеров .

Переполненная националистами, антихристианами и сексуальными извращенцами в рясах, Церковь Датского Народа — это печальный пример того, как жажда власти и крайне удобная позиция на шее общества оказались сильнее, чем желание христианского служения и самая вера в Бога, — и в конце концов победили. Верующие же датчане-христиане, не боясь ни социальной маргинальности, ни трудностей языка, заполняют немногие Православные храмы в Дании, — и верность отдельных из них христианским идеалам может сегодня служить примером для многих православных русских людей, живущих в этой маленькой стране… Что тут сказать? Бог им в помощь…

Ведь только здесь, в Дании, начинаешь понимать сюжеты типа того, с которого начинается роман Островского Как закалялась сталь , — когда в общем-то неплохие, но бедные мальчишки насыпают ради шутки горчицу в пасхальное тесто этому толстому, самодовольному чиновнику в рясе … Русская Православная Церковь пережила свою кровавую, мученическую трагедию очищения — и дай Бог, чтобы она и дальше оставалась такой же чистой, духовно независимой и никак не сливающейся с чудовищным, беспринципным, предельно жестоким и де-факто антихристианским государством, господствующим в России ныне… Этого достояния нам нельзя растерять. Никому и никогда не стоит завидовать судьбе Церкви Датского Народа.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ingots

Регионы и города Дании:

Побывать в датском городе Орхусе и не посетить Ден Гамле Бю

News image

(в переводе - Старый Город) – для этого у вас должны быть очень веские причины. Потому что это одно из самых интересных и посещаемых мест в Дании.

Орхус

News image

Орхус, раскинувшийся на берегу великолепного залива Орхус-Бугг на востоке Ютландии – это второй по величине город Дании с населением почти триста ты...

Культура и традиции Дании:

Свадебные традиции Дании

News image

Датчане считают, что если пожениться в День святого Валентина, который во всем западном мире отмечается как День всех влюбленных, то муж и жена буду...

Обряд конфирмации в Дании

News image

11 апреля 2008 г. в программе Алексея Кузнецова Время свободы (Радио Свобода) рассказывалось об обряде конфирмации в Датской народной церкви. Корр...

Известные датчани:

Бернхард Северин Ингеман

News image

Бернхард Северин Ингеман (Bernhard Severin Ingemann, 28.5.1789, Торкильструп, о. Фальстер, — 24

Могенс Линк

News image

Могенс Линк (дат. Mogens Linck, 7 января 1912 – 9 декабря 1988) – романист, драматург, новеллист, публицист. Автор ряда сатирических романов – «Мехо...

Авторизация

Login Register
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image