Архитектура эпохи Возрождения в скандинавских странах представлена рядом построек XVI и начала XVII в. в Дании и Швеции. До XVI в. монументальными сооружениями, определявшими развитие датской архитектуры, были соборы и храмы господствующей католической церкви. Копенгагенский замок был единственной резиденцией датских королей, во время поездок по стране останавливавшихся обычно в скромных дворянских поместьях.
Жилые и хозяйственные здания в усадьбах были по преимуществу деревянными или фахверковыми (и потому лишь немногие из них сохранились). Более редкими были кирпичные сооружения, как и церкви, близкие по формам к готике, со ступенчатыми щипцами высоких крутых крыш, с симметрично расположенными на стенах узкими стрельчатыми окнами. Готика продолжала господствовать в датской архитектуре до второй четверти XVI в.
На развитие крепостной архитектуры, как и повсюду, повлияло развитие артиллерии. Около 1530 г. для защиты крепости Сеннерборг были устроены новые укрепления: длинный вал с двумя круглыми башнями (ронделями) по концам. Рондели появились затем и в других крепостях Дании. Так, в крепости Ландскруна (с 1549 г. недостроена) широким валом соединены уже четыре угловые рондели. Крепостная архитектура оказала воздействие и на гражданское зодчество.
После Графской войны дворяне уже не чувствовали себя в безопасности в своих поместьях, и вновь строящимся замкам-усадьбам круглые и многоугольные оборонные башни придают крепостной характер. Лишь к концу века башни теряют оборонное значение и становятся только художественным элементом архитектурной композиции (сохраняя часто характерные для готического средневековья винтовые внутренние лестницы). В то же время планы усадебных сооружений теряют прежнюю замкнутость.
В новых королевских замках можно проследить ту же эволюцию от замкнутой крепости к открытому дворцу: от Кронборга, имевшего и военное значение как крепость, через монументальный и пышный замок Фредериксборг к летней резиденции — Розенборгу.
Наиболее интенсивным строительство было при Христиане IV- Строил король, пользуясь доходами от зундских пошлин строились дворяне, неплатившие государству ни пошлины, ни налогов. Государственное и частное строительство велось в Копенгагене: среди деревянных и фахверковых домов нерегулярного по планировке города воздвигались новые кирпичные жилые дома и общественные сооружения, самым видным из которых была Торговая биржа (выстроенная, что было редким случаем, на средства короля, покровительствовавшего купцам и владельцам мануфактур).
Для церковного строительства тот же период был переходным. Реформатская церковь, вытеснившая католицизм, использовала существовавшие церковные здания и в то же время искала новые формы (главным образом в планах), соответствующие новому богослужению.
От сельского строительства того времени ничего не сохранилось. Можно лишь предположить, что деревянные жилые и хозяйственные постройки крестьянства повторяли старые традиционные формы и в то же время были образцом для последующего строительства.
Имена архитекторов в документах XVI и начала XVII в. указывались редко. В первой половине XVI в. при проектировании и производстве работ обходились, по-видимому, местными силами. Для более крупного и сложного строительства королевских резиденций приходилось выписывать из-за границы как отсутствовавшие в Дании материалы (мрамор, медь и т. п.), так и каменных дел мастеров, а также производителей работ, руководивших строительством или же только наблюдавших за ним Профессиональным архитектором в этот период можно назвать, пожалуй, только Ганса Стенвинкеля Младшего, прошедшего школу при строительстве Фредериксборга и ставшего позднее «Главным архитектором и строителем его королевского величества».
Приезжие из Нидерландов и Северной Германии мастера знакомили Данию с новым архитектурным стилем, вытеснившим в большинстве западноевропейских стран средневековую готику. Знакомство это расширяли и заказчики, ездившие за границу и привозившие оттуда (из Италии, Франции и других стран) архитектурные трактаты.
Как и в безордерных сооружениях Северной Германии и Голландии, особое внимание в Дании привлекает щипец постройки, образованный скатами высокой крутой крыши. Обычная для готики ступенчатая форма щипца усложняется и украшается. Прямые очертания заменяются кривыми, плоскость щипца покрывается богатым и разнообразным орнаментом. Над длинными стенами зданий сооружаются скрадывающие их монотонность декоративные фронтоны.
Стены зданий никогда не расчленяются ордером и о понимании законов ордерной системы можно судить по колоннам въездных ворот и по обрамлению порталов парадных входов (иногда также окон и эркеров).
Воспринимая и перерабатывая новые идеи, архитектура датского Ренессанса сохранила в своих зрелых памятниках ярко выраженную индивидуальность и национальную самобытность.
Обзор развития плана усадебного дома XVI в. следует начать с замка Рюгорд, заложенного на острове небольшого озера около 1525г.. Дом строился прочно: из кирпича, в два с половиной этажа, с гранитным фундаментом на сваях. К главному, самому высокому корпусу позже был пристроен спереди второй с выступающим въездом, еще один с южной стороны.
Бойницы и машикули опоясывают стены под выступающей верхней частью постройки. Над входом был устроен «нос», с которого можно было лить на осаждающих горячую смолу. Строитель усадьбы был знаком и с новой итальянской архитектурой. Напоминают завершения некоторых венецианских ренессансных построек (например, скуолы Сан Марко) тройные, круглые наверху, расчлененные пилястрами и полуколоннами шипцы Хесселагергорда; стали больше двойные окна, близкие по формам к оконным проемам флорентийских палаццо или венецианского палаццо Вендрамин-Калерджи. Внутреннее расположение помещений осталось в общем таким же, как в Рюгорде, сохранились и здесь стенные росписи со сценами из сельской жизни и с батальными сценами.
Дальнейшее развитие того же типа сооружений—усадьба Борребю (1556г.) с ее четырьмя четырехгранными башнями. Почти одновременно (с 1554 г.) фельдмаршал Франц Брокенхуб строил на озере на сваях усадьбу Эгесков. В основу был взят ставший в середине века традиционным тип укрепленной усадьбы с двумя угловыми башнями (здесь башни-рондели). Своеобразие этой постройки в том, что она состоит из двух зданий с одной общей длинной стеной. Но влияние Ренессанса здесь не менее сильно, чем в Хесселагергорде: на правильно расчлененных стенах симметрично расположены большие прямоугольные окна. Усадьбы второй половины XVI в. окончательно теряют свое оборонное значение. Бойницы и машикули превращаются в декоративные фризы и пояса, угловые башни становятся открытыми павильонами; надвратные башни отмечают лишь главный вход (сохраняя иногда витые лестницы внутри). Французское влияние ощущается в планах построек, определяемых проходящей через них главной осью, и в общей тяге к регулярности и симметрии. Характерным примером может служить усадьба Люструп (строившаяся с 1579г.) с резко выраженной главной осью, с превратившимися в боковые павильоны-флигеля угловыми башнями, с завершенной шпилем башней над входом. К тому же архитектурному типу принадлежат усадьбы Ульструп и Нерлунд.
Читайте: |
---|
Столичный регион![]() Столичная область Дании – это одна из пяти административных областей страны, занимающая северо-восточную часть острова Зеландия, остров Бронхольм и ... |
Фарерские острова![]() Фарерские острова, или Фареры, – это архипелаг в северной части Атлантического океана. Расположен он между Шотландией, Норвегией и Исландией, но при... |
Рождество в Германии и Дании![]() Рождество - вообще-то праздник души, а не тела, поэтому пришло время поговорить не только о еде. Впрочем, само слово Jul ( Юль - по-датски Рожд... |
КУХНЯ![]() Датская кухня, как в сказках Г.Х. Андерсена – 500 видов вареной картошки и рыбы (fisk - единственное легкопроизносимое датское слово). Никакой экзот... |
Расмуссен Кнуд Йохан Виктор![]() Расмуссен Кнуд Йохан Виктор (1879–1933) - датский этнограф и исследователь Арктики. В 1902-1933 годах участник и руководитель ряда экспедиций в Грен... |
Кристофер Вильгельм Эккерсберг![]() Кристофер Вильгельм Эккерсберг (Christoffer Wilhelm Eckersberg, 1783-1853) является самым значительным датским художником первой половины XIX столет... |