Макаренко Д. Ю. – соискатель
Кубанский государственный аграрный университет
В данной статье рассматривается опыт государственного регулирования агропромышленного комплекса Дании.
Россия переживает непростой период времени. Реформы 90-х годов не дали ожидаемых результатов. Напротив, состояние экономики резко ухудшилось.
Особенно тяжелой остается ситуация в аграрном секторе экономики. Продолжается деградация и ликвидация большинства отраслей сельского хозяйства. Ускоряется процесс сокращения и снижения технико-технологического, научно-информационного и кадрово-управленческого уровня. Опасные тенденции, такие как глубокий спад производства, реструктуризация и дезинтеграция основных сфер агропромышленного комплекса практически привели к потере продовольственной безопасности страны. Известно, что вконце20 века продовольствие из-за несоответствия темпов роста народонаселения и сельскохозяйственной продукции в мире превратилось в наиболее важный стратегический продукт. Для сельских тружеников России, живущих и работающих в экстремальных природно-климатических условиях, дальнейшее бездействие государства и отсутствие с его стороны экстренных мер в аграрном секторе экономики может привести к катастрофическим последствиям.
За годы реформ для ликвидации аграрного кризиса исполнительные и законодательные органы власти приняли немало директивных решений. Однако большинство мероприятий носило бессистемный характер, зачастую было направлено на устранение последствий, а не причин кризиса. Отсутствие продуманного и системного подхода при реформировании аграрного сектора, неподготовленность и спешка, а главное, неиспользование положительного и поучительного опыта других стран предопределило неудачный ход российской аграрной реформы.
Настал момент показать, каким образом решались подобные проблемы за рубежом. В качестве примера рассматривается опыт многолетних аграрных преобразований на основе создания системы государственного регулирования аграрного сектора в стране, добившейся серьезных успехов в сельском хозяйстве, – Дании.
Сложившаяся десятилетиями практика государственного управления аграрным сектором экономики в Дании заслуживает пристального изучения. Используя различные экономические, административные и идеологические способы или методы управленческой деятельности, государство создает благоприятные условия для устройства жизнедеятельности сельского населения, стимулирования роста производства и качества сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечения здоровой конкуренции.
В этой стране отсутствуют государственные предприятия и учреждения в аграрном бизнесе. Правительство не принимает долевого участия при создании кооперативов, кредитных и инжиниринговых структур. Вся продовольственная и сельская индустрия базируется на частной собственности. Королева, парламент и правительство создают все необходимые условия для защиты и созидательного функционирования этой частной собственности на землю, средства производства и предметы труда. Для этого используют как правовые, так и внеправовые формы государственного управления. На отдельных из них считаем необходимым остановиться подробнее.
В Дании на высоком уровне находится сельскохозяйственное законодательство. Принятый много лет назад закон О сельском хозяйстве считается сельской конституцией . Он установил правила наиболее общего характера по важнейшим вопросам социальной и производственной сельской жизни, определил поведение и деятельность датской семейной фермы, фермера, кооператива, органов местного самоуправления, министерства сельского хозяйства, продовольствия и рыболовства и правительства страны. Этим законом датская семья определена как основа сельского хозяйства Дании, и все государственные и негосударственные органы призваны оберегать ее деятельность. Перерабатывающие кооперативы по этому закону получили приоритет на продовольственном рынке, в кредитовании и налогообложении. Для координации их деятельности на международных рынках создан Экспортный совет, финансируемый государством.
Существенна контрольная деятельность государства. Здесь надо выделить два аспекта: ветеринарный контроль и охрана окружающей среды. Контроль состояния здоровья скота и качества пищевых продуктов осуществляется на нескольких уровнях. Создав эффективную государственную ветеринарную систему, Дания полностью поборола все серьезные заразные заболевания у скота и свиней. Благодаря этому были созданы предпосылки для большого объема экспорта продукции мясной и молочной промышленности. Государственная власть в Дании делает многое для того, чтобы окружающая среда как можно меньше страдала от сельскохозяйственного производства. Датские семейные фермы и кооперативы подвергаются строгому системному контролю экологическими и природоохранными службами. Законодательством Дании ограничено количество животных на одном гектаре сельхозугодий, количество вносимых органических и минеральных удобрений, а также площадь не занятых посевами культур на зимний период (не более 35 %). Фермер обязан вести учет и соблюдать технологию применения химических средств защиты растений. В случае нарушения законодательства по охране окружающей среды фермер привлекается к уголовной ответственности и теряет право обладать Зеленым свидетельством, то есть теряет право руководить и владеть фермерским хозяйством площадью более 30 гектар.
Дания широко применяет в управлении такие нормы, как государственная поддержка и стимулирование. За счет государственных средств в сельской местности создана хорошая сеть автомобильных дорог и осуществлено строительство подъездов с твердым покрытием к каждой семейной ферме. При этом к подавляющей части ферм электроэнергия подведена не открытыми линиями электропередач, а электрическими кабелями, проложенными в земле. Государство обеспечило каждую ферму линией телефонной связи. В настоящее время по этим линиям связи функционирует компьютерная сеть (Интернет) и коммерческая информационная база.
Путем установления льгот стимулируется объединение фермеров в кооперативы разных уровней и сфер деятельности.
Рассматривая особенности менеджмента и управления структурами агробизнеса в агропромышленном комплексе Дании, надо отметить следующее. Датские семейные фермы не привлекают для управления специально подготовленных менеджеров. С помощью консультантов каждый фермер самостоятельно вырабатывает стратегию деятельности своей фермы, принимает управленческие решения, обеспечивает технологический процесс в земледелии и животноводстве и ведет бухгалтерский и налоговый учет. Он же несет персональную ответственность за принимаемые решения и финансовые результаты. При этом датский фермер выполняет непосредственную работу механизатора, водителя, животновода и т. д. Надо признать, что это очень большая профессиональная и физическая нагрузка на одного человека. Она требует знаний, опыта, здоровья и самоотдачи для успешной реализации всех функций фермера. Этим объясняется забота государства по обучению и подготовке фермеров. Фактически каждый фермер должен быть квалифицированным менеджером. Именно поэтому их обучают в датских сельскохозяйственных школах, потом их знания регулярно дополняет Датская сельскохозяйственная консультационная служба.
Совершенно противоположно построено управление сельскохозяйственными кооперативами. Перерабатывающие, снабженческие, сбытовые и сервисные кооперативы созданы фермерами и для фермеров. Они являются членами кооперативов, состоят в совете и правлении кооператива. Но сами фермеры физически не могут работать в исполнительно-распорядительном органе кооператива. Для этих целей они приглашают на работу по договору исполнительного директора, который должен быть профессиональным менеджером. Его задачей является стратегическое и оперативное управление кооперативом для удовлетворения интересов членов кооператива, т. е. самих фермеров. По предложению исполнительного директора совет кооператива избирает правление, главного бухгалтера, утверждает бизнес-план, смету расходов и штатную численность работников кооператива. Исполнительный директор систематически отчитывается перед советом кооператива о состоянии и результатах производственно-финансовой деятельности, вносит предложения по распределению прибыли или погашению убытков. В условиях рыночных отношений и жесткой конкуренции исполнительный директор должен обладать не только искусством управления предприятием, но и в совершенстве владеть маркетинговой деятельностью.
Именно умение выгодно продать произведенную продукцию и выгодно купить все необходимое для кооператива, да и для семейной фермы является основой финансового благополучия и конечной целью всего производственного процесса. К нынешнему профессиональному менеджеру в Дании предъявляются высокие требования, но его труд и высоко оплачивается. Идет процесс объединения перерабатывающих кооперативов. Это объединение не дань моде, а жизненная необходимость продвижения товаров и услуг в условиях конкурентной среды.
Список литературы
1. Батчаев, А. Р. Государственное регулирование рыночной экономики / А. Р. Батчаев, С. М. Климов, А. М. Ходачек. – СПб. : ИВЭСЭП Звание, 2003. – 238 с.
2. Петренко, И. М. Сельское хозяйство Дании / И. М. Петренко. – Краснодар : Департамент с/х и продовольствия Краснодарского края, 2004. – 79 с.
3. Заверюха, А. Инвестирование в пищевой подкомплекс АПК / А. Заверюха, Е. Ульянов, О. Масленникова // АПК: экономика, управление. – 1998. – № 10. – С. 27–33.
Читайте: |
---|
Регионы Дании: Северная ЗеландияЭтот регион известен своими многочисленными замками и густыми лесами. Не удивительно, что эти северные земли использовались датскими монархами в кач... |
Южная ДанияЮжная Дания – это административная область Дании, занимающая территорию площадью двенадцать тысяч квадратных километров. Она включает в себя южную ч... |
Традиция прощания с усопшими в Дании27 февраля 2009 г. в программе Александра Гостева Время свободы (Радио Свобода) шла речь об одной из древнейших человеческих традиций - прощании с... |
Обычаи и традицииДатчане всегда славились своим гостеприимством и приверженностью старинным обычаям. Ни одно слово так точно не отражает датское представление о жизн... |
Серен КьеркегорСёрен Кьеркегор (Sren Kierkegaard, 1813-1855) - знаменитый датский философ, теолог и писатель, по праву считается предтечей и одновременно основате... |
Отто Лек ФишерОтто Петер Лек Фишер (Otto Peter Leck Fischer, 1904-1956) - датский писатель и новеллист, получивший большую популярность на территории Дании и Швец... |