Главная - Известные люди - Херман Банг


Херман Банг

О стране - Известные люди

херман банг

Херман Банг (Herman Bang, 20.IV.1857, Адзербалле, Дания — 29.1.1912, Огден, США) — датский романист, новеллист, литературный критик, журналист, театральный деятель.


Родился в семье пастора, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. В Копенгагене изучал юриспруденцию, но стремился стать актером. Большую часть жизни провел в Германии и во Франции. Начало творческой деятельности Б. связано с журналистикой, его первые литературные эссе «Реализм и реалисты» («Realisme og Realister», 1879), «Критические этюды и наброски» («Kritiske Studier og Udkast», 1880) совпадают с появлением первого романа «Безнадежные поколения» («Hablose slaegter», 1880), автобиографического в значительной мере. В статьях и романе Б. заявляет о себе как о приверженце реализма, под которым он понимал особое внимание к анализу, стремление проникнуть в скрытые причины явлений, показать пути исправления недостатков. Примером для него являлся Бальзак с его «Человеческой комедией». Вместе с тем большое воздействие на Б. оказали скандинавы — драматург Ибсен, который высоко ценил романы Б., романист-современник И. П. Якобсен, создатель объективного психологического романа. С большим вниманием относился Б. к русской литературе: особенно ценил поэзию Пушкина, с которой познакомился еще в детстве, стихи Лермонтова, «грустная поэзия Ивана Тургенева» звучала для него «неясной мелодией», Достоевский заставил его заглянуть в «народные глубины», «глазами Леонида Андреева» он смотрел на современную ему Россию, а в словах Льва Толстого слышал голос «самой страны». «И все-таки больше всего, — писал Б., — я люблю Чехова», ибо он был связан своей судьбой со своей страной, делил с народом его страдания. Он гордился, когда его называли «датским Чеховым». Собирался поставить в Дании «Вишневый сад» и «Трех сестер», считал, что писать для театра надо как Чехов. Идя в русле современного развития европейской литературы, Б. был создателем импрессионистического романа. По его мнению, реализм не обладает достаточно верным, научным инструментом для анализа психологии человека, поэтому он считал необходимым изображать людей, «совершающих какие-либо поступки», ибо только отраженная в действии мысль может воспроизвести реальность. Действия эти должны быть соответствующим образом отобраны, в них необходимо выделить существенное, то, в чем отражается духовная жизнь описываемого. По мнению Б., сложности психики может передать только то, что угадывается читателем в не высказанном словами, за внешней оболочкой. Но «оболочка» должна быть достаточно прозрачной. Когда мы говорим о том, что Хемингуэй изобрел теорию айсберга, то забываем достижения Б. Его принципы психологизма как раз и создают законы подтекста.


В 1885 г. выходит сб. «Эксцентрических новелл» («Excentriske Noveller»), каждая из них раскрывает трагическое одиночество молодых людей, которые оказались чуждыми своему кругу, но не могут в силу своего воспитания, образа мыслей, усвоенных навыков войти в другой круг, даже не всегда понимают, какой путь им необходим. Подлинными шедеврами Б. стали романы «У дороги» («Ved Vejen», 1886) и «Тинэ» («Tine», 1889). Именно в них, особенно в первом, воплотился в полной мере импрессионизм Б. Перед читателем — провинциальный поселок, находящийся около железнодорожной станции, где останавливаются далеко не все поезда, а те, которые останавливаются, стоят очень недолго. Время там отмеряют по приходу утреннего, дневного и вечернего поездов. Местные жители — наиболее значительные персоны — приходят на станцию к вечернему поезду как на гулянье. Б., замедляя течение времени, показывает всех будущих участников разыгравшейся трагедии в глухой и вроде бы сонной провинции. Это начальник станции Бай. Ему, бывшему военному, что видно по его выправке, скучно жить на станции, где, как мы узнаем впоследствии, он страдает — или делает вид, что страдает, — от отсутствия столичных женщин, театров, общества. Здесь же дочь пастора, которая могла бы своим ростом поспорить с гвардейцем, а своей прямотой ,и добротой, как показывают ее слова и действия — несколько грубоватые, но искренние, — выделяется из всего общества. Здесь же и фру Абель, главная цель которой — выдать дочерей (их у нее две) замуж. Здесь же и немолодая уже учительница фрекен Йенсен — человек, никому не нужный и одинокий. Последней появляется главная героиня — жена начальника станции Катинка Бай — существо доброе, медлительное, живущее как бы в полусне. «Красавицей» называет ее дочь пастора. Мерное движение взрывается приездом нового управляющего — Хуса, человека умного, деликатного, у которого с Катинкой сразу же устанавливаются дружеские отношения. Автор очень тонко прослеживает, как меняется для Катинки весь мир с приездом Хуса — он наполняется радостью, рождественские праздники и подготовка к ним становятся сплошным счастьем, далее муж кажется молодой женщине милее, чем обычно, она оживляется, словно просыпается, начинает понимать, что полюбила нового управляющего. Трагизм ситуации заключается в том, что оба они не принимают компромиссов в области морали и не считают возможным разорвать узы брака. Они расстаются. Катинка так же тиха в своем страдании, как была тиха во всей жизни, но она постепенно угасает. Верный своему принципу изображать существенные действия, но не давать комментариев, Б. весь роман строит, замедляя детальными описаниями течение времени: это и обстановка в доме Катинки, и ее неспешные движения, и полные не столько веселья, сколько шума праздники в доме пастора, и, наконец, пикник, на который отправляются Бай с Катинкой и Хусом. Пикник становится переломным моментом в отношениях Катинки и Хуса — их душевная жизнь, скрытая под внешними фактами этой поездки, порой поэтическими, порой прозаическими, отличается особой напряженностью. Но и эта напряженность только должна угадываться читателем под слоем самых обыденных событий: ярмарки, ужина в лесу, ливня, посещения галереи. Герои Б. не отличаются любовью к самоанализу: об их состояниях автор предлагает догадываться часто с помощью повторяющихся сцен, но в этих сценах меняются только отдельные детали. Так, утрата душевного спокойствия Катинки передается с помощью повторяемых неоднократно, но несколько отличающихся друг от друга приготовлений ко сну. Повторяется и восприятие Катинкой приближающегося к их станции поезда — каждый раз меняется тональность, но всегда остается ощущение проходящей мимо настоящей жизни, страшноватой, но полной активного движения, в отличие от их существования с замершим временем. То же ощущение остановившегося времени передают начальная и финальная сцены прихода поезда, где присутствуют те же люди, тот же элегантный кондуктор подает Баю два пальца, так же звенят выгружаемые бидоны. Только в первой сцене Катинка еще не вышла из своего полусонного существования, а перед последней ее уже похоронили. Внешне отстраняясь от трагедии Катинки, Б. еще более усиливает ее. При этом надо помнить, что Б. не стремился показать исключительный характер главной героини и пошлых, не понявших ее обывателей: даже в самых обыденных и примитивных автор сумел найти истинно человеческие чувства.

Роман «Тинэ» передает трагедию, пережитую Данией после разгрома в войне с Пруссией в 1864—1865 гг. и поражения при взятии Дюббеля. Место действия — маленький остров; автор сам жил на таком острове в детстве, и детские воспоминания о поражении, страданиях народа легли в основу романа. Б. изображает небольшое селение, где рядом стоят церковь, школа, кабак и кузница, здесь же крестьянка пасет корову. На порогах своих домов сидят жена учителя, хозяйка трактира, кто-нибудь из местных жителей и обсуждают все новости, завидуя жене учителя, ибо ее дом стоит на пересечении дорог и ей виден каждый проезжающий и проходящий. Недалеко от поселка, за кладбищем, с которым, как обычно у Б., связано множество историй о привидениях, расположена усадьба лесничего Берга, в доме которого Тинэ постоянно бывает то ли на положении привилегированной служанки, то ли на положении подруги жены хозяина. Роман, в отличие от многих вещей Б., начинается с движения и тревоги: уезжает жена лесничего, и Тинэ бежит за ее коляской, не в силах расстаться со своей приятельницей. Движением, тревогой и страданием наполнен весь роман: Тинэ постоянно мечется от своего дома к дому лесничего, даже мимо страшного кладбища. Начинается война, и толпы беженцев движутся по дорогам, теряя не только имущество, но и детей, движутся повозки с ранеными, кровь которых не успевают вытирать с порога школы, превращенной в госпиталь. Движутся части датских войск, сменяя друг друга, движутся и жизни молодых и здоровых солдат и офицеров — к смерти. На фоне страдания, позора нации, пожаров, смертей развивается чувство любви Тинэ к лесничему, которое, как показывает Б., передавая воспоминания героини, давно уже дремало в ее душе. Для него девушка стала кратковременным увлечением на фоне всеобщего смятения, а чувство Тинэ заполнило всю ее жизнь. Развитие личных судеб Б. изображает в связи с трагедией Дании. Произведения конца 1890-х — начала 1900-х гг. уступают в силе предыдущему периоду, за исключением «Белого дома» («Det hvide Hus», 1898), навеянного воспоминаниями о матери. Б. известен еще и как талантливый режиссер парижского театра Режан (известной французской актрисы), где он ставил с большим успехом драмы Ибсена; его спектакль «Кукольный дом» послужил образцом для В. Ф. Комиссаржевской. В 1911 г. Б. был в Москве и знакомился со спектаклями Художественного театра, однако со Станиславским он соглашался не во всем, хотя и ценил его опыт. Ему принадлежат статьи о виднейших актерах его времени — Саре Бернар, Элеоноре Дузе, Габриэли Режан и др.

Соч.:
Собр. соч.: В Ют.— М., 1910—1911; Статьи о литературе // Писатели Скандинавии о литературе.— М., 1982; Тинэ//Фиорды: Скандинавский роман XIX — нач. XX в. — М., 1988.
Лит.: С е г а л Я. Герман Банг // Банг Г. Собр. соч. Т. IV. — М., 1911; Неустроев В. П. Банг // Неустроев В. П. Литературные очерки и портреты. — М., 1983; lacobsen H. Herman Bang. — Kobenhavn, 1966; Nilsson T. Impressionisten Herman Bang. — Stockholm, 1966; B. Sommerglaeder og andre fortaellinger. — Kobenhavn, 1989.

Г. Храповицкая




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ingots

Регионы и города Дании:

История Оденсе

News image

Название «Оденсе» впервые упоминается в документе, который датируется 988 годом, по этой причине в 1988 году город отпраздновал свое 1000-летие, хот...

Побывать в датском городе Орхусе и не посетить Ден Гамле Бю

News image

(в переводе - Старый Город) – для этого у вас должны быть очень веские причины. Потому что это одно из самых интересных и посещаемых мест в Дании.

Культура и традиции Дании:

В Дании мусульманок обязали снимать паранджу в автобусах

News image

Датские автобусные компании приняли совместное решение обязать пользующихся этим общественным транспортом мусульманок снимать никаб или паранджу во ...

Кисельные реки, булочные берега

News image

Датские кафе и бары полны особого очарования, благодаря своему необычному расположению в так называемых «кварталах на мостах». А многие заведения во...

Известные датчани:

Кристофер Вильгельм Эккерсберг

News image

Кристофер Вильгельм Эккерсберг (Christoffer Wilhelm Eckersberg, 1783-1853) является самым значительным датским художником первой половины XIX столет...

Мартин Нильсен

News image

Мартин Нильсен (дат. Martin Nielsen, 1900-1962) – политический деятель, писатель, журналист. Член коммунистической партии Дании с 1920 года, член по...

Авторизация

Login Register
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image