Главная - Туризм - Русалочка продается хуже


Русалочка продается хуже

О стране - Туризм

русалочка продается хуже

Павел Прохоров, обозреватель журнала «Эксперт Северо-Запад»

Туристическая отрасль Дании нуждается в комплексном реформировании

Самой посещаемой «даме» Европы – копенгагенской Русалочке – 23 августа этого года исполняется 95 лет. Памятник героине знаменитой сказки Андерсена стал туристической визитной карточкой не только Копенгагена и Дании, но и всей Скандинавии. Однако в последние годы ряды желающих увидеть Русалочку, Нюхавн, Глиптотеку, Тиволи и другие знаменитые места неуклонно редеют, несмотря на то что глобальные туристические потоки, напротив, постоянно увеличиваются.

Против течения

Туризм стал важной отраслью мировой экономики: по оценке Всемирной туристической организации, вклад туризма в глобальный ВВП составляет около 10%, в этой сфере работает примерно 8,5% трудоспособного населения планеты, а доля туризма в экспортных поступлениях достигла почти 6%. Большинство экспертов считают, что отрасль и дальше будет развиваться быстрыми темпами: по прогнозам до 2018 года, вклад туризма в ежегодный рост глобального ВВП составит не менее 4%.

Для Северной Европы лето традиционно является самым горячим туристическим сезоном, однако вероятность того, что на этот раз всемирные туристические потоки минуют Данию, никогда не была такой высокой, как сейчас. Опубликованный в июле этого года отчет «Рост в туристическом бизнесе», подготовленный консалтинговой фирмой Copenhagen Economics по заданию Объединения туристических организаций (Turisterhvervets Samarbejdsforum), вызвал разочарование тех, кто привык считать Данию всемирной туристической Меккой. Как следует из отчета, если число иностранных туристов за период с 2000−го по 2007 год выросло в Евросоюзе на 23% (в 15 «старых» членах ЕС – на 13%), а в мире – на 32%, то туристический поток из-за границы в Данию за это же время упал на 2%.

Особенно огорчительно выглядят датские статистические данные на фоне явных успехов скандинавских соседей – Швеции, Норвегии и Финляндии. Например, за последние 11 лет доходы от посещения Швеции иностранными туристами выросли в три раза (в 2007 году их уровень превысил 35 млрд долларов), и нынешний год обещает побить все туристические рекорды. В период с 2000−го по 2007 год приток иностранных туристов в Швецию и Финляндию увеличился примерно на 30%, а после 2003−го значительно укрепились туристические позиции Норвегии, где наблюдается ежегодный пятипроцентный рост притока гостей из-за рубежа.

Туристический бизнес играет важную роль для роста благосостояния Дании, в частности ежегодный доход от туристических услуг превышает 10 млрд долларов. В отрасли на постоянной основе занято около 50 тыс. человек, что составляет 2,3% всего трудоспособного населения страны. Как известно, туризм оказывает положительное влияние на всю экономику, поскольку гости не только потребляют туристические услуги, но и тратят деньги на сувениры, транспорт, товары повседневного спроса и другие товары, не связанные напрямую с туризмом. Известно также, что в отпуске подавляющее большинство тратит значительно больше денег, чем в повседневной жизни. По данным Статистического управления Дании, доля в экспорте от обслуживания иностранных туристов составляет 4,1%.

Для малонаселенной Дании особенно важно обслуживание гостей из-за рубежа, поскольку уровень иностранного туризма в общем туристическом потоке в 2006 году превышал половину. Этот же показатель для Швеции составлял 23%, а для Финляндии – 28%. В последние семь лет отток иностранцев не компенсируется ростом внутреннего туризма, поэтому доходы от туристического бизнеса снижаются.

Неравная борьба

Нет сомнения, что неудачи датского туристического бизнеса являются следствием комплекса факторов. Специалисты отрасли ссылаются на высокие датские цены и объясняют свои неудачи прежде всего этим обстоятельством. «Мы теряем иностранных туристов, в то время когда все наши соседние страны демонстрируют двузначный процентный рост. Частично объяснение заключается в том, что условия для туристической отрасли у нас значительно хуже, чем в странах-конкурентах. Трудно конкурировать за цены и качество, когда работаешь в условиях самого высокого в Европе уровня НДС и когда политики постоянно устанавливают новые и более жесткие требования к отрасли», – заявила руководитель Объединения туристических организаций Лоне Ньор Хульт датскому порталу о путешествиях Takeoff.

Проблема взимания с отелей НДС действительно является довольно трудной для датского туризма. Во-первых, уровень налогов в Дании выше, чем в соседних странах. В целом ряде европейских государств уровень НДС на гостиничное и ресторанное обслуживание ниже, чем на другие потребительские товары. В Дании уровень НДС на гостиничное обслуживание не отличается от стандартного и составляет 25%. Во-вторых, в других странах зарубежные компании (юридические лица) имеют право на возврат НДС в тех случаях, когда заказывают корпоративное обслуживание, например, для проведения конференций. В Дании иностранной компании вернут лишь 25% НДС. Вопрос конкуренции на туристическом рынке рассматривался в датском парламенте, но пока местные фискальные органы выступают категорически против какой-либо дифференциации НДС.

Председатель правления Объединения предприятий гостиничного и ресторанного сервиса Дании Ян Лаурсен считает, что датчанам очень сложно соревноваться с иностранными коллегами. В интервью датской деловой газете Boersen он так прокомментировал результаты отчета «Рост в туристическом бизнесе»: «Если вы иностранный клиент и хотите провести международную конференцию, то на конкурентном рынке вам предложат отели с уровнем НДС от 6 до 15−16%. Это дает другим странам ощутимое конкурентное преимущество».

Однако, как утверждают профессионалы, развитию и модернизации гостиничного хозяйства мешают не только высокие цены, но и чересчур жесткие природоохранные меры, особенно в прибрежной зоне. «Ставя целью защитить нашу фантастически прекрасную природу, мы не даем ни малейшей возможности реализовывать новые проекты и модернизировать существующее хозяйство, особенно в ареалах, близко прилегающих к побережью. В этом случае проблема скорее в необходимости соблюдения существующего законодательства, чем в желании сохранить природу», – жалуется Лаурсен.

Дранг нах остен

Дания имеет сухопутную границу лишь с одной страной – Германией, поэтому неудивительно, что датский туристический бизнес во многом ориентирован на немецких клиентов. Как утверждает отчет, выполненный Copenhagen Economics, именно на этом ключевом направлении Дания потеряла больше всего туристов. По сравнению с 2000 годом уровень заполнения датских отелей немецкими туристами уменьшился почти на 2 млн суток, с 15,5 до 13,8 млн. Как следует из отчета «Рост в туристическом бизнесе», немцы стали чаще ездить в такие страны, как Болгария и Хорватия, где семьи с детьми могут провести отпуск со значительно меньшими затратами, чем на датском побережье Балтики. Кроме того, все больше немцев выбирают балтийские курорты Польши и Литвы. «Если немецкая семья живет в Ганновере, то поездка на берег моря в Польшу или в бывшую Восточную Пруссию обойдется вдвое дешевле, чем в Данию, поэтому мы сталкиваемся с огромными проблемами», – отметил чиновник Пелле Андерсен из Министерства экономики и народного хозяйства в интервью датской газете Politiken.

Как считает директор организации VisitDenmark, отвечающей за продвижение туризма за рубежом, Дорте Киилерик, датский туристический бизнес действительно в большой степени ориентирован на семейный отдых. Но, по ее мнению, проблема не столько в уменьшении числа приезжающих немецких семей, сколько в том, что у среднестатистической семьи из Германии сейчас меньше детей, чем несколько лет назад. Основываясь на демографических данных, VisitDenmark собирается изменить стратегию привлечения немецких туристов. «Мы сосредоточимся на других группах, помимо отдыхающих с семьями. Наша новая цель – привлечение взрослых пар без детей, особенно в мертвый сезон. И у этой стратегии уже есть результаты. Мы отметили рост числа немецких туристов в предновогодний период и после Нового года», – утверждает Киилерик.

Путь, усыпанный визами

Казалось бы, Дания должна бороться за туристов из стран с активно развивающейся экономикой, таких как Китай, Индия и Россия. Если в 2003 году россияне совершили 6,5 млн заграничных поездок, то в 2006−м – почти 10,9 млн. Ожидается, что к 2020 году 30,5 млн россиян будут проводить свои отпуска за границей, прогноз объясняется экономическим ростом в нашей стране и увеличением числа тех, кого принято относить к среднему классу. Однако иммиграционное законодательство Дании – одно из самых жестких в мире, поэтому туристы вынуждены долгое время ожидать получения визы, иногда этот период растягивается до трех месяцев. Опасение выдать визу потенциальному нелегальному иммигранту приводит к дополнительным трудностям: датские туристические фирмы не могут нанять персонал из тех стран, откуда хотели бы привлекать больше туристов. Результат такого отношения очевиден: поток китайских туристов в Данию уменьшился на 10 тыс. человек (около 60 тыс. – в 2005−м и 2006 годах, 50 тыс. – в 2007−м).

В привлечении российских туристов Дания также проигрывает всем другим Скандинавским странам, среди которых с большим отрывом лидирует Финляндия. Страна Суоми принимает больше российских туристов, чем три остальные страны, вместе взятые: здесь и географическая близость, особенно к региону российского Северо-Запада, и удобство сообщения, и развитый туристический сервис. Но самым главным фактором следует признать сравнительно либеральную визовую политику, которую проводит финское государство. Датские дипломаты, напротив, преподнесли датским туристическим фирмам неприятный сюрприз – в сентябре в Петербурге закрывается датское генеральное консульство. Как утверждают в МИД Дании, эта мера вызвана экономическими соображениями. Если принять эту версию, то туризм и бизнес в расчетах явно не брались во внимание. Можно предположить, что датское правительство удовлетворяет та доля посещающих Скандинавию российских туристов, которые выбрали их страну, – всего 4%.

Перестройка по-датски

Copenhagen Economics советует принять комплекс первоочередных мер, которые, по ее мнению, позволят значительно усилить конкурентоспособность датского туристического бизнеса в условиях глобализации.

Рекомендации консультантов сводятся к четырем основным направлениям:

– увеличение числа туристических направлений, особенно для туристов с высоким уровнем доходов. Развитие новых направлений должно сопровождаться долгосрочными мероприятиями, такими как ввод новых авиационных сообщений и модернизация туристической инфраструктуры. «В настоящее время многие регионы пребывают в спячке, не желая привлекать инвестиции», – утверждается в отчете «Рост в туристическом бизнесе»;

– смягчение налогового и визового законодательства, обеспечение равных условий конкуренции с другими отраслями экономики. Особенное внимание следует обратить на рынок корпоративных мероприятий, таких как проведение конференций, симпозиумов, выставок и конгрессов;

– оптимизация совместной работы заинтересованных организаций. Сегодня координация деятельности туристической отрасли в значительной степени обеспечивается государственными структурами, при этом в системе госрегулирования нет четкого разделения обязанностей. Рекомендуется перестроить модель управления, переведя ее на рыночную основу. Роль материнской компании предложено возложить на организацию VisitDenmark, которая будет руководить дочерними фирмами в регионах. При этом VisitDenmark предлагают вывести из подчинения Министерства экономики и народного хозяйства;

– сосредоточение основных усилий на туристах с высоким уровнем доходов, и из соседних стран, и в глобальном масштабе. Туристическая инфраструктура должна развиваться в соответствии с растущими запросами клиентов, а локомотивом роста отрасли должна быть столица страны – Копенгаген.

В какой срок предполагается реализовать указанные меры, в отчете не говорится. Как видно, туристическая индустрия Дании не намерена сдаваться без боя, особенно в преддверии столетия Русалочки.

Санкт-Петербург – Копенгаген

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ingots

Регионы и города Дании:

Южная Дания

News image

Южная Дания – это административная область Дании, занимающая территорию площадью двенадцать тысяч квадратных километров. Она включает в себя южную ч...

Зеландия

News image

Зеландия – это огромный остров, расположенный между проливом Каттегат и Балтийским морем. От Швеции и острова Фюн он отделён проливами Эресунн (Зунд...

Культура и традиции Дании:

Кофе по-датски

News image

Кофе. От самого слова воздух наполняется волшебным ароматом. Обещанием удовольствия и расслабленной паузы. Для жителей одних стран кофе - это традиц...

По ком звонит колокол?

News image

С 1516 года церковь Богенсе является счастливой обладательницей двух колоколов, один из которых – обычный, а второй – работы нидерландского колоколь...

Известные датчани:

Иоганн Петер Эмилиус Хартман

News image

Иоганн Петер Эмилиус Хартман (Johann Peter Emilius Hartmann, 14 мая 1805 г. – 10 марта 1900 г.) - датский композитор, начавший свою музыкальную карь...

Стен Стенсен Бликер

News image

Стен Стенсен Бликер (Steen Steensen Blicher, 11.10.1782, Виум — 26.03

Авторизация

Login Register
News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image